Клиенты брокерской компании «Jusan Invest» заявили, что потеряли до 90% своих вкладов. Пострадавшие предполагают, что их ввели в заблуждение, презентовав «идеальный вариант» для инвестиций. Сам брокер вины не признает и перекладывает ответственность на вкладчиков, которые, по его мнению, должны были осознавать все риски.
В 2021 году клиенты АО «Jusan Bank» получили заманчивое предложение: вложить средства в новый финансовый инструмент АО «First Heartland Jusan Invest» с почти гарантированной прибылью и под высокий процент (см. фото). Среди вкладчиков оказались успешные предприниматели, сотрудники самого банка, экономисты и управленцы.
Новый вариант капиталовложений представлял собой так называемые «структурные ноты» – единые ценные бумаги, в которых упакована комбинация активов и инструментов, предлагаемых банком. В структурные ноты вошли акции четырех различных компаний, по которым обещали фиксированное годовое вознаграждение.
Кроме того, клиентам презентовали мобильное приложение, которое (как заявлялось) позволит отслеживать доходность структурных нот в реальном времени. Однако весной 2023 года, когда финансовые инструменты внезапно стали терять в стоимости от 70% до 90%, приложение отключилось на полторы недели.
Таким образом, клиенты компании не смогли своевременно продать бумаги и потеряли почти все свои вложения. Пострадавшие уверены, что брокерская компания ввела их в заблуждение, презентовав этот финансовый инструмент как депозит с определенной доходностью и страхованием от снижения их стоимости.
Как отметил юрист Айдар Кашкарбаев, структурная нота - это своего рода «ставка на будущее», то есть достаточно рискованный вариант инвестиций. Однако вкладчикам не только не объясняли степень этого риска, но и активно рекламировали такой вид вложения средств, называя его «надежным» и обещая высокие проценты.
В «Jusan Invest» тем временем своей вины не признают. В компании считают, что клиенты должны были сами осознавать риски инвестиционных вложений, учитывая высокую процентную ставку (до 20% годовых).
Кроме того, отмечается, что структурные ноты были выпущены крупными международными банками, а «Jusan Invest» не является банком второго уровня и не принимает вкладов от клиентов, обещая им прибыль. Он лишь оказывает брокерские услуги по покупке финансовых инструментов.
Что послужило причиной технического сбоя в мобильном приложении, в компании не озвучили, но подчеркнули, что по закону брокеры не обязаны информировать клиентов об изменениях на рынке в реальном времени.
Поскольку обращения в АО «First Heartland Jusan Invest» не дало результатов, вкладчики обратились в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) с просьбой провести соответствующую проверку. По итогам проверки ведомство составило в адрес «Jusan Invest» целых 82 протокола об административных правонарушениях.
В числе серьезных нарушений выяснилось, что АО «First Heartland Jusan Invest» не имело право продавать некоторые финансовые инструменты казахстанским клиентам, т.к. те являлись неквалифицированными для подобных инвестиций.
Кроме того, доказано, что клиентов должным образом не информировали о том, как работают и что из себя представляют структурные ноты. Из-за отсутствия необходимой информации вкладчики не могли принять решения по защите своих инвестиций (продать их досрочно), в результате чего им был нанесен значительный финансовый ущерб.
Несмотря на то, что брокерскую компанию обязали выплатить государству штраф, нет никаких гарантий, что пострадавшие смогут вернуть свои вложенные средства, поскольку в стоимости упали именно ценные бумаги, в которые они инвестировали, ответственность за что не несет ни один брокер в мире. Таковы, увы, законы финансового рынка.
Как считают некоторые аналитики, шансы добиться компенсации крайне малы, но печальный опыт вкладчиков может послужить уроком для многих других потенциальных инвесторов.