В медиа выдвинули версию о том, почему тендеры в сфере дорожного строительства Казахстана в последнее время все чаще отдаются иностранным компаниям, которые вдобавок не гарантируют ни соблюдения сроков, ни качества работ. При этом отечественные компании остаются «за бортом». Предполагается, что причиной служит банальное отсутствие денег у государства.
Известно, что контроль над строительством и содержанием республиканских дорог, как и проведение тендеров на эти работы, осуществляет министерство транспорта. Эксперты отмечают, что в сфере дорожного строительства наблюдается стремительное сокращение участия отечественных компаний в закупках ведомства и в строительстве республиканских трасс.
Еще 10 лет назад казахстанские компании активно участвовали в тендерах минтранспорта и прокладывали большую часть республиканских дорог. А уже в прошлом году, к примеру, в конкурсе по проекту «Реконструкция автомобильной дороги «Кызылорда – Жезказган» км 216-424» приняли участие 13 компаний, из которых только 2 были отечественными, а остальные - китайскими. Победителем была признана китайская компания.
Журналисты предполагают, что это связано с переводом тендеров с государственных закупок на закупки Международными финансовыми институтами (МФИ). Министерство транспорта все чаще отменяет им же объявленные тендеры по причине отсутствия средств. Известно, что на финансирование дорожных проектов Казахстан просит деньги у «Евразийского банка развития».
Тем временем высокие требования со стороны МФИ ставят отечественные компании в неконкурентное положение, так как у иностранных компаний имеется доступ к низкопроцентным кредитам на развитие бизнеса.
Стоит отметить также, что основным критерием в государственных закупках является качество проекта, а участников закупок через МФИ выбирают по принципу наличия наибольших скидок. В результате, аномальные скидки (до 50% от стоимости контракта) становятся ключевым критерием присуждения договора и, одновременно с этим, критической причиной последующего срыва работ и расторжения сделки.
После победы в тендере иностранные компании проводят перерасчет цен с учетом текущей ситуации на рынке, и за счет этого возвращают себе практически всю сумму скидки. Казахстанские дорожники не могут позволить себе таких скидок, так как они закредитованы под более высокие проценты.
Пересматривать стоимость проектов им тоже запрещено. Об этом министр транспорта Марат Карабаев твердо напомнил в декабре 2023 года на встрече с дорожниками.
«Сейчас вижу попытки некоторых компаний снова затеять разговор об изменении стоимости проектов. Хочу вам сказать: рассчитывайте только на ту сумму, на которую вы ранее согласились <…> Не справляетесь? Где остановились, там и разрывайте (контракт). Абсолютно всех касается. Заранее всем говорю», – заявил Карабаев.
Созданные неравные условия не оставляют отечественным компаниям оптимального выбора для реализации своей деятельности, и приводят их либо к банкротству, либо к работе на иностранцев в качестве субподрядчиков по еще более низкой цене.
Представители дорожно-строительных компаний считают, что министерство транспорта, отдавая предпочтения иностранным компаниям при строительстве дорог, не учитывает прошлый успешный опыт отечественных подрядчиков.
В качестве примера приводятся такие масштабные проекты, как трассы «Павлодар – Семей», «Ушарал – Достык», «Астана – Боровое», магистраль «Западная Европа – Западный Китай», которые успешно реализовали казахстанские компании.
Обращает на себя внимание и тот факт, что участие иностранных компаний в строительстве казахстанских дорог не является гарантом качества работ или своевременного завершения строительства.
К примеру, китайская компания «CITIC Construction» строит трассу «Караганда – Балхаш», срывая сроки. Сообщается, что дорога еще не завершена, но экспертами уже выявлены дефекты. В 2022 году Касым-Жомарт Токаев раскритиковал ход ее строительства.
«Сейчас создается транспортный коридор Центр – Юг. Строительство дороги, проходящей через город Балхаш, идет очень медленно, сроки переносились уже не раз. Поручаю правительству в следующем году завершить строительство автомобильных дорог Караганда – Балхаш и Балхаш – Бурулбайтал», – заявил глава государства.
Примеров некачественного строительства дорог в Казахстане иностранными компаниям много. В 2018 году турецкая строительная компания «Ташйапы» выиграла тендеры на строительство трех участков дороги «Актобе – Макат», дав по трем лотам скидки от 46% до 51%. Однако впоследствии эти контракты расторгли. Повторный конкурс выиграла также иностранная компания.
Годом ранее азербайджанская строительная компания «Akkord» в тендере на строительство двух участков дороги «Курты – Бурылбайтал» предоставила скидки в 42% и 41%. В 2021 году конкурс на те же участки объявили повторно.
Помимо всего прочего, имеются факты коррупционных преступлений со стороны иностранных компаний при строительстве дорог в Казахстане. В 2023 году источники ФБРК сообщали, что азербайджанская компания «Evrascon» подозревается в получении взятки при строительстве моста в Северо-Казахстанской области.
В 2021 году стало известно, что «Evrascon» выиграла тендер на строительство дороги и моста вблизи Нур-Султана стоимостью 18 млрд тенге. Заказчиком выступала Национальная компания «Казавтожол». Вот только позже выяснилось, что часть документов для победы в тендере была сфальсифицирована.
Несмотря на множество негативных примеров деятельности иностранных поставщиков, министерство транспорта продолжает переводить тендеры на строительство республиканских трасс на закупки Международных финансовых организаций (МФИ).
По проекту «Реконструкция автомобильной дороги «Жезказган – Караганда» дважды объявляли конкурс, который впоследствии отзывался заказчиком. Журналисты предполагают, что минтранспорта искусственно признает конкурс несостоявшимся с целью перевести его на закупки МФИ. В конечном итоге, вероятнее всего, конкурс выиграет иностранная компания.
Тем временем на недавнем расширенном заседании правительства, состоявшимся 7 февраля 2024 года, Касым-Жомарта Токаева поручил привлекать к строительству автомобильных дорог республиканского значения отечественные компании.
«Как показывает анализ, тендеры на строительство автомобильных дорог республиканского значения обычно выигрывают иностранные компании. К таким проектам надо привлекать отечественные компании, обладающие должной квалификацией и необходимой техникой. Проекты по строительству автодорог надо увязать с созданием производств дорожной техники с высокой степенью локализации», - подчеркнул глава государства.
По его словам, все рабочие процессы в этой отрасли должны подчиняться одной цели – казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными. «Пока этого не наблюдается», - отметил президент.
Остается надеяться, что министерство транспорта пересмотрит свои подходы к тендерам на строительство дорог в Казахстане в соответствии с поручением Президента.