Как в Казахстане пилят госбюджет

Автор: Вера Александрова, 12 февраля, 2024
Чиновники пилят бюджет

За время существования ФБРК наша редакция сталкивалась с бесчисленным множеством «охотников» на государственное добро. Сегодня в т. н. Новом Казахстане схемы по отмыванию бюджетных средств почти не отличаются от того, что было прежде. Как известно, основой в таких делах часто являются кумовство, коррупция и некомпетентность. О таких случаях и пойдет речь.

Недавно мы писали о патенте общедоступного образца на примере деятельности ТОО «Компания «Troya». Товарищество запатентовало модель парты, как позже выяснилось, скопированной у китайского производителя.

Руководство компании решило подойти к делу креативно и изначально зарегистрировало Товарищество в качестве общества инвалидов. Так, общедоступная модель стала уникальной собственностью Товарищества, которую без стеснения продвигали на рынке госзакупок через общества инвалидов.

«Чтобы получить особый статус в госзакупках, обществу инвалидов нужно получить соответствующий сертификат в НПП «Атамекен». Казалось бы, вот оно, момент для контроля над фейковыми производителями, но я лично прекрасно помню, как сертификаты СT-KZ продавались в любом условном ларьке Жетысая», - написал в своем телеграмм-канале общественный деятель и журналист Кирилл Павлов. 
______________
Для справки: Сертификат о происхождении товара формы «CT-KZ» - документ, подтверждающий, что страной происхождения товара является Республика Казахстан.

Почему «Атамекен» так безответственно отнесся к выдаче сертификата, - предположений достаточно. Коррупция и некомпетентность – гремучая смесь.

Своими махинациями прославилась и владелица щучинского медучреждения «Авиценна-Бурабай» Юлия Гагаркина. Предпринимательница похитила бюджетные средства в рамках договора о государственно-частном партнерстве (ГЧП) на сумму более 1,16 млрд тенге, попросту поставив старое медицинского оборудования под видом нового.

На вырученные деньги г-жа Гагаркина построила здание поликлиники за 890 млн тенге и попыталась продать его государству за 4,5 млрд тенге. В апреле 2021 года она покинула пределы страны. Словом, ГЧП в Казахстане превратили в превосходный инструмент финансирования бизнеса за счет государства.

Коррупция в сфере госзакупок - явление тоже далеко не новое. Об этом мы писали многократно: присвоение 190 млн тенге бюджетных средств в Косшы, незаконные госзакупки на 6 млрд тенге в Павлодаре, завышение закупочных цен на 2 млрд тенге в СКО и многое другое.

Как работают подобные схемы расскажем на примере РГП «Енбек-Оскемен». Внушительный оборот бюджетных средств в системе госзакупок небезосновательно влечет за собой определённые риски. Ведь всегда найдутся те, кто захочет, а главное, сможет воспользоваться несовершенствами системы.

Летом 2023 года в г. Усть-Каменогорске состоялось судебное заседание, где была представлена схема хищения бюджетных средств путем сговора между руководителями РГП «Енбек-Оскемен» (далее – РГП) и КГУ «Риддерский центр оказания специальных социальных услуг» (далее – КГУ).

____________
Для справки: Республиканские государственные предприятия (РГП) «Енбек» занимаются организацией трудовой деятельности заключенных и финансируются как за счет собственного дохода, так и за счет бюджета государства.

Коммунальное государственное учреждение (КГУ) «Риддерский центр оказания специальных социальных услуг» относится к управлению координации занятости и специальных программ ВКО.

Итак, согласно материалам судебного дела, руководители двух социально важных госучреждений сговариваются, дабы заключить договор из одного источника на поставку медицинских кроватей и тумб. Чтобы это сработало, и. о. директора КГУ собирает комиссию для рассмотрения ходатайства по использованию пенсионных выплат и пособий на эту незапланированную покупку, где предоставляет фиктивный анализ ценовых предложений.  

Проще говоря, КГУ сравнивает завышенные цены на инвентарь, предоставленные РГП, с ценовым предложением ТОО «Numetek». Товарищество, по просьбе и. о. директора КГУ, предоставляет цены еще выше. Из двух поставщиков выбирают наиболее доступного по цене, а именно РГП.

Само собой, сборкой кроватей и тумб заниматься никто и не собирается. Для этой цели используются ИП «Алимов З. М.» и ИП «Джалали А.Ж.», которые заключают фиктивные договоры с РГП якобы на поставку необходимого им инвентаря для сборки тех самых кроватей и тумб. Предприниматели, в свою очередь, заключают договоры со знакомым нам ТОО «Numetek» для тех же целей, но уже по рыночной цене.

Еще несколько деталей, на которые важно обратить внимание: и. о. директора КГУ Альбина Потапкина, согласно материалам дела, занимала свою должность на основании неподписанного приказа, а значит, незаконно. Кроме того, ее родственница сопровождала бóльшую часть сделок, в частности, между РГП и ИП, а также ИП и ТОО.

Теперь разберемся с цифрами. КГУ на закупку инвентаря из госбюджета было выделено около 106 млн тенге. РГП тратит около 90 млн на оплату услуг ИП, а последние оплачивают покупку инвентаря по рыночным ценам у ТОО, около 36 млн тенге. А поскольку руководители КГУ, РГП и ИП между собой связаны, выходит, что из выделенных 106 млн тенге потратили 36 млн тенге. Куда пошел остаток?

Одним словом, схема стара как мир. Проблема, как обычно, заключается в отсутствии (часто - созданном искусственно) конкурентной среды, что позволяет проводить необоснованные закупки из одного источника. Да и любителей нажиться у нас тоже хватает. В РГП «Енбек» знают об этом не понаслышке, судя по количеству коррупционных скандалов, которые раз за разом потрясают филиалы предприятия.