Редакция ФБРК продолжает разбираться в схемах экспорта крупного рогатого скота (КРС) через территорию Казахстана. В финальной части речь пойдет о географии возможной схемы, которая охватывает сразу несколько стран.
В первых двух частях расследования мы показали, как российские внутренние ветеринарные свидетельства могут использоваться для экспорта в страны вне Евразийского экономического союза (ЕАЭС), как единые документы на несколько машин затрудняют прослеживаемость, как электронные документы аннулируются уже после отправки груза, и как 42-дневные разрывы в датах могут указывать на оформление задним числом. Все эти элементы складываются в возможную системную практику. Но где именно проходят ключевые точки возможной схемы? И кто её обслуживает?
Ранее наша редакция также выпустила серию расследований о потенциальных схемах в экспорте мясных продуктов и живого скота, а также о фиктивных экспертизах на рынках, сокрытии вспышек сибирской язвы и незаконной торговле мясом сайгаков. Кроме того, мы писали, как контролируемая минсельхозом система ветеринарной безопасности страны допускает импорт потенциально небезопасных продуктов.
ТУРКЕСТАНСКИЙ УЗЕЛ
Внимательный читатель, наверное, уже обратил внимание, что систематическое прохождение грузов через ветеринарно-контрольные пункты Туркестанской области с участием одних и тех же должностных лиц прослеживается во множестве ранее представленных документах.
Ветеринарно-контрольный пункт (ВКП) «Казыгурт авто» Туркестанской области, например, фигурирует в актах осмотра к свидетельствам от 25 ноября. Первое сопровождается актами на ВКП «Косак» от 26 ноября, подписанным ветеринарным инспектором Базарбаем Сапеновым, и «Казыгурт авто» от 29 ноября, подписанным главным специалистом Жамбылом Омаровым. 

Второе - актами на ВКП «Косак» от 27 ноября и «Казыгурт авто» от 29 ноября, подписанными теми же должностными лицами.

ВКП «Б.Конысбаев» Туркестанской области встречается еще чаще. Например, акт от 28 ноября к свидетельству на 375 голов составлен главным специалистом Батыром Молдабековым в присутствии ветсанинспектора г-на Самбетова. А вот акт от 30 ноября подписан главным специалистом Ержаном Доспуловым. 


Во всех актах ветеринарно-санитарного осмотра отмечено полное соответствие перемещаемого объекта сопроводительным документам, соответствие температуры, органолептических показателей, упаковки, маркировки и ветеринарно-санитарного состояния транспортных средств установленным требованиям. Указано отсутствие клинических признаков заболевания у животных.
Отметим, что работа этих постов находится в зоне ответственности территориальной инспекции комитета госинспекции в агропромышленном комплексе (АПК) министерства сельского хозяйства (МСХ) по Туркестанской области, которую возглавляет Нурбол Бекмуратов. Такая системность в прохождении грузов через подконтрольные посты невольно вызывает сомнения в полноте осуществляемого регионального контроля.
СЛЕД ЧЕРЕЗ БЕЛАРУСЬ
Отдельный интерес представляют отметки, относящиеся к Республике Беларусь, на документах, маршрут которых, согласно основным свидетельствам, должен проходить через Казахстан.
Например, в ветеринарном свидетельстве серии от 23 ноября на 225 голов отправителем является ООО «Меркит» в Республике Алтай, получателем - ООО «Мармари» в Хатлонской области Таджикистана. Маршрут: село Яконур через Казахстан в Узбекистан. К единому ветеринарному свидетельству здесь прилагаются три отдельные международные товарно-транспортные накладные CMR, каждая на перевозку 75 голов. На всех трех накладных в разделе 16 проставлены штампы с текстом «Транспортное частное унитарное предприятие», «РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ», «BELARUS». На накладной CMR 220 читается название организации «МЕГАСИЛА».

Появление белорусских отметок на документах, маршрут которых должен проходить через Казахстан в Таджикистан/Узбекистан, может указывать на участие в схеме транспортных средств с территории Беларуси, что не отражено в основном ветеринарном свидетельстве.
СИСТЕМНОСТЬ И ГЕОГРАФИЯ
Повторяемость определенных имен, организаций и географических точек может указывать на системный характер описанной практики.
Скажем, ветеринарные врачи Усть-Канской районной станции по борьбе с болезнями животных регулярно выдают свидетельства на крупные партии с множественными машинами. А ООО «Меркит» выступает отправителем в большинстве известных нам случаев: в свидетельствах на 200, 120, 225, 375 и 400 голов. Во всех этих случаях маршрут, согласно документам, проходит через Казахстан в Узбекистан или Таджикистан, пункт отправления - село Яконур Усть-Канского района Республики Алтай.
Как известно из предыдущих частей расследования, ветеринарный врач г-жа Крюкова оформила три свидетельства от 26 ноября на партии по 30 голов каждая. Все три с аннулированными ЭВСД, все с одинаковым официальным получателем, все с реальным маршрутом, согласно товарно-транспортным накладным, через Казахстан в Таджикистан. Отправитель во всех случаях - ООО «Агропромкомплектация-Курск», филиал «Ферма по выращиванию и откорму молодняка КРС» в деревне Жилино Железногорского района.
А госветинспектор г-н Шумашинов от имени управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай многократно проставлял печати и штампы «Выпуск разрешён» на документах с описанными особенностями оформления. Узбекские получатели также из раза в раз повторяются в свидетельствах на сотни перевозимых голов.
Все животные идентифицированы электронными бирками с префиксом RU1, что соответствует российской системе идентификации. Однако, по мнению источника, это не исключает возможности легализации скота неясного происхождения через оформление российских свидетельств с последующим транзитом через территорию РФ.
ВЫВОД: КАК МОЖЕТ РАБОТАТЬ СХЕМА
Что мы имеем? Механизмы схемы включают использование единых документов на множество транспортных средств, аннулирование электронных сопроводительных документов после отправки, хронологические нестыковки и систематическое прохождение через одни и те же ветеринарные посты.
Между отправителями и ветеринарными службами, судя по характеру документов, могут существовать посредники - лица, которые координируют оформление необходимых бумаг, обеспечивают прохождение грузов через конкретные посты, организуют перегрузки на маршруте. Повторяемость одних и тех же отправителей, получателей, ветеринарных врачей и пограничных постов может указывать на наличие устойчивых связей между участниками возможной схемы.
Ключевым элементом этой практики являются ветеринарные посты на границе, где должна происходить основная проверка. Задача пограничного контроля - сверить документы с данными в системе «Меркурий», проверить наличие международных ветеринарных сертификатов для экспорта, убедиться в законности транзита, сверить транспортные средства и водителей, подтвердить действительность документов. Однако систематическое прохождение грузов с описанными особенностями может свидетельствовать о том, что эти проверки либо не проводятся должным образом, либо их результаты не влияют на решение о пропуске.
Пропуск машин по аннулированным электронным документам, отсутствие реакции на отсутствие международных сертификатов, игнорирование нестыковок в датах - всё это может происходить систематически только при определенных условиях. Единичный случай может быть ошибкой. Регулярная практика требует как минимум отсутствия должного контроля.
Территориальные управления ветеринарных служб в регионах обязаны контролировать работу подчиненных постов, проводить проверки, отслеживать аномалии в документообороте, мониторить аннулированные электронные документы, проверять маршруты транзита, выявлять нетипичные перегрузки, анализировать статистику вывоза. Систематическое прохождение крупных партий с описанными особенностями через одни и те же посты Туркестанской области может ставить вопросы о качестве такого надзора.
На республиканском уровне ответственность за функционирование системы ветеринарного контроля несет комитет госинспекции в АПК МСХ. Министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров, как руководитель ведомства, отвечает за работу всей подчиненной структуры, включая систему ветеринарного контроля на границах. В свою очередь, масштаб возможной практики, широта её географии и регулярность прохождения подобных грузов неизбежно поднимают вопросы о достаточности системных мер контроля, а также о том, была ли эта ситуация своевременно замечена и должным образом оценена на уровне министерства.
Важную роль в общей картине играет и министерство торговли и интеграции во главе с Арманом Шаккалиевым, поскольку ведомство курирует вопросы трансграничной торговли и транзита товаров. Координация между ветеринарным и таможенным контролем критически важна для предотвращения нелегальных схем. Систематическое прохождение грузов с сомнительным оформлением может указывать на пробелы в межведомственном взаимодействии.
К слову, по данным наших источников, именно г-н Шаккалиев выступил инициатором временных ограничений на экспорт бычков и скота в мае, при этом минсельхоз в этом вопросе якобы выступало на стороне фермеров, тогда как минторговли настаивало на запрете. Ничего не утверждаем, но такие схемы сами по себе позволяют делать определённые выводы.
География же возможной схемы охватывает Республику Алтай, Курскую область, Кабардино-Балкарскую Республику, Алтайский край, Оренбургскую область в России; область Абай и Туркестанскую область в Казахстане; Андижанскую, Бухарскую области в Узбекистане и Хатлонскую область в Таджикистане. Повторяемость должностных лиц, отправителей, маршрутов и способов оформления указывает не на отдельные случаи, а на возможную отлаженную практику, в которой ветеринарный контроль может превращаться из барьера в механизм, облегчающий перемещение скота неясного происхождения.
В итоге перед нами выстраивается картина, в которой надзорные механизмы, призванные обеспечивать прозрачность и законность перемещения грузов, могут быть не просто неэффективными, а потенциально встроенными в схему их беспрепятственного транзита. Когда такие маршруты становятся нормой, а не исключением, возникает уже не вопрос о недосмотре, а вопрос о том, кто и на каком уровне обеспечивал устойчивость этой практики. И что-то нам подсказывает, что ответ на него выходит далеко за пределы отдельных ветеринарных постов.