В анонимный бот ФБРК поступило обращение с документами о потенциальных нарушениях в сфере экспорта мясной продукции и живого скота. Полученная информация может помочь разобраться в вопросе роста цен на мясо в Казахстане — стране, обладающей благоприятными условиями для животноводства.
Динамика цен на мясную продукцию
Розничные цены на мясо и мясопродукты в Казахстане за сентябрь 2025 года выросли на 2,7% за месяц и на 19,1% в годовом выражении. Говядина подорожала на 28,4% за год, баранина — на 25,9%.
Рост цен достиг уровня, при котором вопрос поднимается на государственном уровне. В октябре министерство сельского хозяйства (МСХ) предложило ввести квоты на экспорт мяса крупного рогатого скота — соответствующий проект приказа размещён на портале «Открытые НПА». Цель, согласно документу, — обеспечение продовольственной безопасности страны, развитие переработки животноводческой продукции и стабилизация цен на говядину.
Схожие меры ранее обсуждались в России. В апреле госдума предлагала временно запретить экспорт мясной продукции и ввести квоты на импорт для стабилизации цен. Обращение властей к административным ограничениям может указывать на то, что существующие механизмы контроля работают недостаточно эффективно либо их обходят участники рынка.
Обращение акима Туркестанской области
Согласно имеющимся документам, аким Туркестанской области Нуралхан Кушеров направил обращение к заместителю премьер-министра — министру национальной экономики Серику Жумангарину, в котором обозначил проблему экспорта живых сельскохозяйственных животных.
По данным обращения, за пять месяцев 2025 года из региона экспортировали 25,2 тыс. голов крупного рогатого скота, 11,4 тыс. голов мелкого рогатого скота и 11 тыс. лошадей. За аналогичный период 2024 года эти показатели составляли 58,3, 31,6 и 11,5 тыс. голов соответственно. Несмотря на снижение показателей экспорта живого скота, проблемы в отрасли обострились.
В документе отмечается, что откормочные площадки в области загружены лишь на 30-40% из-за дефицита бычков для закупа. При этом экономика от экспорта живого скота получает значительно меньше, чем могла бы: 1 кг живого веса стоит около $2, тогда как мясо экспортируется по $6,4. Кроме того, от кожи и субпродуктов с одного животного можно получить до 20 тыс. тенге дохода, но при вывозе живьём эти деньги область не получает. По подсчётам акимата, только по субпродуктам недополученные доходы могут составлять 1,2 млрд тенге.
Вопрос транзита скота
Особое внимание в обращении уделено транзиту скота через территорию Казахстана. Если с января по август 2024 года из России в Узбекистан было перевезено 2 570 голов крупного рогатого скота, то за аналогичный период 2025 года эта цифра выросла до 31 416 голов — больше чем в 12 раз. Аким просит принять меры по ограничению экспорта живых животных и установить строгий контроль при въезде и выезде скота через государственную границу.
Для понимания ситуации необходимо рассмотреть документы, оказавшиеся в распоряжении редакции.
Анализ документов
В распоряжении редакции ФБРК оказалась серия ветеринарных и транспортных документов, связанных с вывозом крупного рогатого скота из России в Узбекистан через территорию Казахстана. Документы включают ветеринарные свидетельства, международные товарно-транспортные накладные, разрешения Россельхознадзора и экспортные декларации.
При изучении документов обнаружен ряд особенностей. В качестве отправителя часто указано ООО «МЯСЭКС» из Самары, а получателем указан ИП TURGUNOV HALOL CHORVA из города Наманган в Узбекистане. Маршрут для этих компаний почти везде обозначен как Дагестан — Саратов — Челябинск — Новосибирск — Казахстан — Узбекистан, что выглядит логистически нерациональным и может вызывать вопросы о целесообразности такого пути.

ООО «МЯСЭКС» и ООО «Меридиан», указанные в документах как отправители, не обнаруживаются в системе «Цербер» — автоматизированной информационной системе Россельхознадзора. При этом регистрация в «Цербер» обязательна для всех российских и зарубежных компаний, импортирующих или экспортирующих подконтрольные товары.

Отсутствие в системе может указывать на то, что компании либо не имеют права на такую деятельность, либо работают в обход установленных процедур. Вероятно, именно на это и намекает аким Туркестанской области, говоря в обращении, что «в ходе транзита живого скота и мяса нередко выявляются факты неправильного оформления документов».
Также в документах результаты проверок на бруцеллёз и ящур, номера актов лабораторных исследований совпадают для разных ферм и разных дат, что представляется маловероятным при реальных проверках.
Источник утверждает, что таким образом могло быть вывезено контрабандой до 6 000 голов крупного рогатого скота. Если эта информация соответствует действительности, возникает вопрос о направлении движения этих животных и влиянии этого процесса на внутренний рынок Казахстана.
Возможные схемы вывоза
Анализ выявленных особенностей позволяет предположить альтернативный сценарий. Согласно документам, скот идёт транзитом из России через Казахстан в Узбекистан. Однако возможно, что фактически это казахстанский скот без права на вывоз — из-за отсутствия разрешений, ветеринарных документов или квот.
В этом случае казахстанских животных оформляют с использованием российских транзитных документов, формально делая их грузом, следующим транзитом. В результате скот покидает страну легально на бумаге, но фактически это внутренние ресурсы, выводимые в обход ограничений.
Свидетельством в пользу этой версии может служить следующая деталь: в документах фиксируется точка входа автомашины на территорию Казахстана, но отсутствуют записи о выезде из России. Машина появляется уже на казахстанской стороне. При этом точка выхода из Казахстана зафиксирована чётко. Это может указывать на то, что реального пересечения российской границы не было — груз изначально формировался внутри Казахстана, а «транзитные» документы были оформлены для легализации вывоза.
Источник утверждает, что с 2022 года участники внешнеэкономической деятельности освоили изготовление документов достаточного качества. Это создаёт ситуацию, когда в базах данных накапливаются записи о животных, которые якобы прошли транзитом, но фактически были выведены из страны под видом чужого груза. В результате статистика не отражает реальных изменений в поголовье скота, а контролирующие органы ориентируются на искажённые данные.
Экономические последствия
При вывозе живого скота вместо переработанного мяса государство не получает существенную часть потенциальных доходов. Экспорт мяса приносит в несколько раз больше выручки (разница в цене примерно трёхкратная), плюс доходы от субпродуктов и кожи остаются за пределами страны.
Если скот выводится под видом транзитного, государство несёт двойные потери. Во-первых, недополучает доходы от переработки. Во-вторых, такой скот фактически обходит все установленные квоты и ограничения на экспорт, что приводит к искажению статистики и принятию решений контролирующими органами на основе неполных данных.
Рост цен на мясо в Казахстане составляет около 25-28% за год по основным позициям. Для значительной части населения говядина и баранина являются основными источниками белка, и их удорожание влияет на семейные бюджеты. Объяснения роста цен мировой конъюнктурой или инфляцией вызывают вопросы, если одновременно из страны выводятся десятки тысяч голов скота, а мощности по переработке загружены на 30-40%.
Если представленная информация соответствует действительности, возможна ситуация, при которой на внутреннем рынке создаётся дефицит, цены растут, а выгоду получают те, кто контролирует экспортные каналы. При этом потребители платят больше за продукты, фермеры не могут загрузить свои мощности, а государственный бюджет теряет миллиарды тенге.