Как контроль за скотом превратился в процедуру формального прикрытия транзитных схем (Часть 1)

экспорт скота через Казахстан

Редакция ФБРК продолжает расследовать схемы экспорта крупного рогатого скота (КРС) через территорию Казахстана. После публикации предыдущих материалов в наш анонимный бот обратился новый источник, передавший пакет ветеринарных свидетельств и сопроводительных документов.

Мы проанализировали десятки страниц ветеринарных бумаг, товарно-транспортных накладных, актов осмотра и электронных документов. И обнаружили несколько проблемных моментов, указывающих на потенциальную схему - не первую и, вероятно, далеко не единственную. 

На основании полученных бумаг можем допустить, что скот неясного происхождения может легализовываться под российскими документами через оформление внутренних ветеринарных свидетельств для перевозок, конечным пунктом которых, согласно маршрутам, являются страны вне Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Единые документы на несколько транспортных средств могут затруднять прослеживаемость грузов. При этом ключевую роль в пропуске таких партий, согласно документам, играют ветеринарно-контрольные пункты Туркестанской области Казахстана.

Напомним, недавно редакция ФБРК выпустила серию расследований о потенциальных схемах в экспорте мясных продуктов и живого скота, а также о фиктивных экспертизах на рынках, сокрытии вспышек сибирской язвы и незаконной торговле мясом сайгаков. Кроме того, мы писали, как контролируемая минсельхозом система ветеринарной безопасности страны допускает импорт потенциально небезопасных продуктов.

В следующих материалах мы шаг за шагом разберем новую схему. Но для начала поговорим о главной особенности всех документов - использовании обычных российских ветеринарных свидетельств для экспорта в страны за пределами ЕАЭС.

РОССИЙСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ДО ТАДЖИКСКОЙ ГРАНИЦЫ

Центральная особенность, которая прослеживается во всех представленных нам документах, заключается в использовании обычных российских ветеринарных свидетельств формы №1 для перевозок, конечным пунктом назначения которых, судя по маршрутам в сопроводительных документах, являются Узбекистан и Таджикистан - страны, не входящие в ЕАЭС. Фактически это означает, что при экспорте российской продукции в государства за пределами ЕАЭС необходимо оформление ветеринарных документов, признанных принимающей стороной, и одного российского свидетельства для этого очевидно недостаточно. Правда, на практике это выглядит еще более запутанным. 

Например, в одном из полученных нами ветеринарных свидетельств от 25 ноября 2025 года на 40 голов КРС официальным получателем указан Пункт учета экспорта Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора в Томске - российское учреждение. Однако в описи перевозимых животных указано, что скот направляется в Узбекистан, Андижанскую область, Пахтаабадский район, село Маданият, грузополучателю ООО «Хамкорлар Чорваси»

 


Аналогичная картина и в другом свидетельстве на 30 голов: получатель - тот же томский пункт учета, но в особых отметках рукописно указан тот же узбекский адресат.





Иной документ содержит свидетельство от 26 ноября - снова на 30 голов, оформленное ветеринарным врачом г-жой Крюковой (она в документах появляется довольно часто) из межрайонной ветеринарной станции №6 Курской области. Получателем указан Пункт приема убоя (ППУ) «Сагарчин» в Оренбургской области, поселок Акбулак. Но маршрут, зафиксированный в сопроводительных документах, выглядит несколько иначе: Сагарчин (РФ), Республика Казахстан — Жайсан (КЗ) — Б.Конысбаев (КЗ) — Республика Узбекистан — Яллама (УЗ), Сариасия (УЗ) — Дусти (ТЖК), с конечным пунктом село Даштобод Яванского района Хатлонской области Таджикистана.







Два других свидетельства из того же комплекта документов, также оформленные г-жой Крюковой 26 ноября, демонстрируют идентичную особенность. Официальный получатель - ППУ «Сагарчин» управления Россельхознадзора Оренбургской области, но в товарно-транспортных накладных прописан маршрут с тем же конечным адресом в Таджикистане.

Такое оформление вполне может создавать видимость внутрироссийского или внутрисоюзного (ЕАЭС) перемещения при фактическом вывозе в третьи страны, где требования к ветеринарному контролю могут отличаться.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Использование российских внутренних документов для международного экспорта - лишь первый слой куда более сложной и многослойной схемы. Но каким образом ее потенциальные организаторы умудряются запутывать цепочку поставок так, что проследить происхождение конкретной партии скота становится практически невозможно?

В следующей части мы разберем не менее интересные инструменты, которыми пользуются участники серых схем. Речь пойдёт о практике, когда одно-единственное ветеринарное свидетельство «растягивают» сразу несколько грузовиков. Мы увидим, как электронные сертификаты могут внезапно исчезнуть или быть аннулированы уже после того, как товар покинул страну, создавая дыру в системе учета. И, наконец, остановимся на хронологических несостыковках: странных расхождениях во времени, намекающих на то, что часть документов оформляется задним числом, чтобы подогнать реальность под желаемую картину. Все эти техники, соединяясь в единый узор, превращают систему контроля не в барьер, а скорее в инструмент легализации сомнительных операций.

Продолжение следует...