Депутат Смышляева требует ограничить иностранные мессенджеры в госсекторе Казахстана

Екатерина Смышляева 

Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева заявила о необходимости пересмотра подходов к использованию цифровых платформ и мессенджеров в Казахстане. По ее словам, массовое применение зарубежных цифровых сервисов при оказании публичных и государственных услуг создает риски для защиты персональных данных, цифрового суверенитета и справедливой конкуренции на рынке.

По данным МИА «Казинформ», Смышляева обратила внимание на стремительное проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь казахстанцев. В текущем году число интернет-абонентов в стране достигло 19,2 млн человек, уровень обеспеченности смартфонами приблизился к 100%, а количество пользователей социальных сетей составило около 16 млн, увеличившись за год на 11,2%.

Как отметила депутат, крупнейшие маркетплейсы обрабатывают до 5 млн запросов в месяц, расширяется перечень онлайн-услуг на портале eGov, а мессенджеры стали ключевой инфраструктурой повседневной коммуникации.

«Звонки менеджеров банка, push-уведомления, образовательный контент в соцсетях, блоги врачей, маркетинг и продажи — цифровая коммуникация уже повсюду. Особый жанр этого общения — групповые чаты. Школьный чат заменил двор, родительский почти отменил собрания, а домовые чаты стали центрами локальной демократии. Служебная переписка перешла в мессенджеры, а семейным группам мы доверяем самое сокровенное», — отметила депутат.

Она подчеркнула, что большая часть цифровых платформ и мессенджеров, используемых на территории Казахстана, являются иностранными и не исполняют требования национального законодательства.

«Это создает риски утраты контроля над персональными данными граждан, ограничения возможностей правовой защиты пользователей, зависимости публичных и социально значимых процессов от иностранных цифровых юрисдикций, а также формирования неравных условий конкуренции для законопослушных цифровых решений», — заявила Смышляева.

При этом депутат сообщила, что в Казахстане уже сформированы отечественные цифровые продукты. Среди них она назвала локализованный в стране мессенджер Aitu, сервисы экосистемы электронного правительства, системы электронного документооборота, бухгалтерского учета, а также другие решения, включенные в реестр доверенных цифровых объектов.

Однако, по словам Смышляевой, государственный спрос на такие решения до сих пор не реализован.

«Предпочтения в госзакупках продолжают отдаваться непроверенным продуктам, реестр игнорируется, вплоть до разработки техспецификаций под конкретных иностранных вендоров. С таким подходом использование недоверенных сервисов при исполнении публичных и государственных функций остается высоким», — сказала депутат.

В связи с этим Екатерина Смышляева предложила:

  • рассматривать цифровые платформы и мессенджеры массовой коммуникации как субъектов публичного интереса;
  • обеспечить реальный приоритет решений из реестра доверенных цифровых объектов для государственного и квазигосударственного сектора;
  • исключить ориентацию государственных закупок на отдельные зарубежные продукты за счет усиления контроля за техническими спецификациями и доработки классификатора реестра;
  • ввести экономические и управленческие стимулы использования законопослушных цифровых платформ и мессенджеров;
  • рассмотреть рекомендательную предустановку отечественных цифровых сервисов и их продвижение в цифровых экосистемах и магазинах приложений;
  • обеспечить равное применение требований законодательства о кибербезопасности и защите персональных данных ко всем участникам рынка.

Напомним, в августе сообщалось, что до 15 сентября все государственные органы и организации квазигоссектора Казахстана должны были завершить переход на отечественный мессенджер Aitu для служебной переписки.

В октябре казахстанский маркетолог Алимжан Бисембаев подсчитал, что массовое внедрение мессенджера Aitu в госсекторе может обойтись бюджету более чем в $1 млрд в год из-за обязательных компенсаций за использование личных смартфонов сотрудников.