Министерство транспорта Казахстана подписало инвестиционное соглашение с компанией Terminals Astana Airport Limited (дочерняя компания Terminals Holding, ОАЭ) о доверительном управлении Международным аэропортом «Нурсултан Назарбаев» сроком на 25 лет.
Решение о масштабных инвестициях было принято после годовой процедуры надлежащей проверки, начавшейся в ноябре 2023 года, когда компания приняла аэропорт в операционное управление. Благодаря внедрению современных систем управления, включая биометрическую идентификацию пассажиров и автоматизированные пункты контроля безопасности, а также оптимизации коммерческих площадей и пересмотру отношений с арендаторами, аэропорт уже показал положительную динамику, перейдя от убытков в 14 млрд тенге в 2023 году к прибыли в 790 млн тенге в 2024 году. Пассажиропоток за этот период вырос с 7,5 до 8,3 млн человек.
Программа развития предусматривает прямые инвестиции в размере 153 млрд тенге и привлечение косвенных инвестиций третьих лиц до 393 млрд тенге. Средства планируют направить на строительство новой взлетно-посадочной полосы длиной 3,5 км, которая позволит обеспечить параллельные взлетно-посадочные операции и значительно увеличить пропускную способность аэропорта. Также планируется расширение существующего терминала Т2 и строительство нового международного терминала Т3, модернизация грузового терминала с внедрением современных логистических технологий и развитие топливно-заправочного комплекса с увеличением его площади более чем в два раза — с 5,2 до 11,6 га.
Особое внимание планируют уделить созданию многофункционального кластера Aero City с гостиничными комплексами, деловыми и торговыми центрами, выставочными и конференц-площадками. Этот проект может не только повысить привлекательность аэропорта, но и создать новые рабочие места, став катализатором экономического развития всего региона. Сообщается, что комплексное развитие позволит к 2033 году увеличить пропускную способность аэропорта до 15 млн пассажиров, а к 2053 году – до 30 млн. Грузооборот планируется увеличить с текущих максимальных 12 000 тонн до 130 000 тонн к 2053 году.
При этом все инвестиции планируют осуществлять без привлечения средств государственного бюджета. Собственность на ключевую инфраструктуру должна остаться за АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» (АО «МАНН»), а государство, по плану, продолжит получать стабильные бюджетные поступления. Сообщается также, что все сотрудники аэропорта сохранят свои рабочие места с гарантиями стабильной занятости, а программа развития включает специальные инициативы по обучению и профессиональному развитию персонала.
Стоит отметить, что подписание соглашения происходит в период, когда многие страны сталкиваются с трудностями в привлечении иностранных инвестиций из-за глобальной экономической нестабильности. В то же время своевременная модернизация транспортной инфраструктуры имеет стратегическое значение для укрепления позиций Казахстана как важного транзитного хаба в Центральной Азии, что особенно важно в условиях растущей региональной конкуренции за международные транспортные маршруты. И здесь последовательность внешней политики руководства страны, международные контакты и репутация Казахстана в целом, вне всяких сомнений, сыграют немаловажную роль.
Кроме инвестиционного соглашения, министерство транспорта подписало с министерством энергетики и инфраструктуры ОАЭ меморандум о сотрудничестве в области автомобильного транспорта. В перспективе ожидается подписание межправительственного соглашения по регулированию международных автомобильных перевозок между странами.