Казахстан выстраивает стратегию развития транзитного потенциала

Токаев

Президент Касым-Жомарт Токаев последовательно укрепляет курс на превращение Казахстана в ключевой транзитный хаб Евразии. В Послании народу Глава государства определил развитие транспортной инфраструктуры как одну из приоритетных задач, а на недавнем XII саммите Организации тюркских государств (ОТГ) представил конкретные результаты и планы реализации этой стратегии.

За прошлый год объем перевозок по территории страны превысил 1 млрд тонн, однако глобальная конкуренция за транзит усиливается, и для сохранения лидерских позиций необходимо действовать на опережение.

Ключевым достижением текущего года стало завершение строительства второй железнодорожной ветки «Достык – Мойынты» протяженностью 836 км. Проект, реализованный собственными силами в кратчайшие сроки, имеет стратегическое значение.

Как отметил Токаев на саммите ОТГ, новый маршрут должен увеличить объем грузоперевозок в пять раз и придать динамичное развитие Трансказахстанскому коридору. В Послании Президент поручил правительству обеспечить своевременную реализацию проектов «Бахты – Аягоз» и «Кызылжар – Мойынты», которые завершат формирование каркаса железнодорожной инфраструктуры.

Параллельно по всей стране строят и ремонтируют 13 тысяч км автодорог с приоритетом на транзитные коридоры. Президент особо выделил дорогу «Саксаул – Бейнеу», которая сократит почти на треть сроки транзита грузов из Китая в Европу.

Касым-Жомарт Токаев подчеркнул значимость Транскаспийского международного транспортного маршрута. На саммите ОТГ Глава государства сообщил, что за пять лет объемы грузоперевозок по Среднему коридору увеличились в шесть раз. Коридор «Север – Юг» открывает доступ к рынкам стран Персидского залива и Южной Азии, а коридор «Восток – Запад» усиливает роль Казахстана как основного сухопутного моста Евразии.

Президент призвал тюркские государства участвовать в модернизации инфраструктуры авиахабов, железнодорожных станций и морских портов вдоль Среднего коридора.

Отдельным направлением стала цифровизация. В Послании Президент указал, что без цифровых решений и искусственного интеллекта невозможно добиться эффективности. Глава государства поручил ускорить внедрение платформы Smart Cargo, запуск которой запланирован на конец октября. Платформа должна обеспечить единый доступ к таможенным и логистическим услугам. На саммите ОТГ Токаев предложил создать специальный Центр цифрового мониторинга с участием экспертов тюркских государств.

Президент отметил жалобы грузоперевозчиков на затянутость процессов: услуги оформляются через разные системы, а на некоторых пограничных постах отсутствует качественный интернет. Правительству и акиматам поручено срочно улучшить качество услуг для автоперевозчиков на границе.

Токаев акцентировал внимание на контейнерных перевозках. Их доля в Казахстане – около 7%, тогда как в мире – более 16% сухих грузов. Правительству поручено принять программу по стимулированию контейнерных перевозок и развитию мультимодальных маршрутов.

Президент также затронул проблему изношенности вагонов. Важным шагом стало открытие в Астане вагоностроительного предприятия с участием иностранного инвестора. Предполагается, что производство современных пассажирских вагонов, отвечающих международным стандартам, позволит повысить комфорт и безопасность перевозок.

Существующая система тарифообразования фрагментарная и недостаточно гибкая. До конца года правительству следует разработать конкурентную тарифную политику с учетом всех видов транспорта и выстроить модель управления транспортной системой, при которой она будет окупать государственные инвестиции.

Глава государства подчеркнул, что все транспортные маршруты должны работать как единая система, принося стране доход, инвестиции и качественные рабочие места. Реализация обозначенных инициатив должна вывести Казахстан на новый уровень и укрепить его роль как главного транзитного хаба Евразии.