Новость о покупке грузовых и пассажирских вагонов за 173 млрд тенге из Единого пенсионного накопительного фонда (ЕНПФ) через нацхолдинг «Байтерек» обрастает новыми подробностями. Сообщается, что покупка 100 пассажирских вагонов обойдется в 73,7 млрд тенге, а поставлять вагоны будет АО «Зиксто».
По данным редакции «PROTENGE», 13 февраля компания «Зиксто» заключила сделку с ТОО «Интерснаб» на поставку вагонокомплектов трех модификаций. Сумма сделки – «не менее 100 млрд тенге».
«Наверняка это те самые миллиарды из ЕНПФ. Вряд ли «Зиксто» могло взять деньги еще откуда-то, ведь эти «не менее 100 млрд тенге» - больше половины стоимости всего «Зиксто». К тому же, АО в долгах - к 2023 году его накопленные убытки превысили 5,8 млрд тенге. Ну и «Зиксто» уже привыкло к госденьгам, в том числе из ЕНПФ», - говорится в сообщении.
Как пишут журналисты, владельцем «Интерснаб» является некто Роман Павлингер. Он возглавляет «крупнейший железнодорожный машиностроительный кластер РК». Вагоны, которые его компания собирается поставлять, делают на Тверском вагоностроительном заводе.
««Зиксто» до 2022-го было частично государственным предприятием и неоднократно получало деньги от государства. К примеру, с 2017 года 17,5 млрд тенге, в том числе из ЕНПФ, шли в «Зиксто» через государственный Фонд развития промышленности. В 2019-м Фонду даже пришлось судиться с «Зиксто» из-за недопоставленных вагонов. Тогда все закончилось мировым соглашением, но «поставка» госденег продолжилась. Почему АО «Зиксто» не покупает вагонокомплекты напрямую у Тверского завода? Зачем нужна прокладка в виде ТОО «Интерснаб»?» - задаются вопросом журналисты.
Напомним, ранее министр транспорта Марат Карабаев заявил, что на покупку вагонов вместо 173 млрд тенге из ЕНПФ заберут 183 млрд пенсионных накоплений. Однако затем Нацбанк опроверг его слова, подчеркнув, что сумма, которая была озвучена изначально, останется неизменной.