Удивительный рост стоимости обслуживания светофоров в окрестностях столицы

Автор: Вера Александрова, 6 ноября, 2024
светофор

В этом году акимат г. Косшы потратил около 595 млн тенге на обслуживание светофоров и других дорожных устройств. Примечательно, что всего три года назад «обеспечение дорожной безопасности», на необходимости которой так настаивают местные власти, обошлось городу в 440 раз меньше.

В 2021 году отдел транспорта и автомобильных дорог г. Косшы опубликовал открытый конкурс на закупку услуг по установке и сервисному обслуживанию дорожных объектов. 

Речь шла, в частности, об обеспечении работы городских светофоров. В г. Косшы тогда функционировали всего 7 светофоров

Такое небольшое количество связано с тем, что в 2021 году Косшы находился в процессе перехода от статуса села к городскому образованию. 

По этой же причине существовала проблема организации транспортных потоков на ключевых выездах и развязках города, что делало установку светофоров приоритетной задачей.

Но вернемся к договору. 

Согласно техспецификации, его действие длилось до 31 декабря 2022 года, а стоимость услуг составила примерно 1,4 млн тенге.

В июле 2022 года городской акимат решил провести следующий конкурс на поставку аналогичных услуг. 

В этот раз, правда, поставщику пришлось обслуживать уже не 7, а 8 светофорных объектов: новый светофор появился на ул. Абая. 

В технической спецификации добавили упоминания об «аварийно-восстановительных работах и работах по предписанию заказчика»

Любопытно, что в этом договоре сохранился тот же срок оказания услуг – до 31 декабря 2022 года. Зато изменилась стоимость услуг, составив больше 30 млн тенге.

В 2023 году акимат вновь заключил договор на закупку услуг по установке и сервисному обслуживанию дорожных объектов - до 31 декабря 2023 года. 

В технической спецификации появилось более развернутое описание необходимых услуг, включающее элементы одежды для работников, описание цели – «обеспечения безопасности дорожного движения», наименование светофорных перекрестков и пр. 
 
Важным дополнением стало, однако, условие, требующее от поставщика заключения договора с провайдерами связи с целью управления светофорами, которые имели встроенные средства связи. 

Количество светофоров осталось без изменения – 8 объектов. 

А вот стоимость услуг продолжила расти, составив в 2023 году больше 263 млн тенге

В этом году акимат г. Косшы заключил аналогичный договор на обслуживание уже 12 светофоров до конца 2024 года. 

Договор обошелся местному бюджету примерно в 595 млн тенге

Если вывести примерную стоимость обслуживания одного светофорного объекта в разрезе трех лет, получится следующая картина:

  • 2021 год - количество: 7 объектов - 192 857 тенге/объект
  • 2022 год - количество: 8 объектов - 3 811 185 тенге/объект;
  • 2023 год - количество: 8 объектов - 32 933 125 тенге/объект;
  • 2024 год - количество: 12 объектов - 49 572 832 тенге/объект

Безусловно, такой расчет нельзя назвать вполне точным, ведь в договорах прописаны, помимо обслуживания светофоров, некоторые иные услуги. Например, осмотр кабельных трасс, «проверка транспортного хозяйства» и пр. 

И все же такой подход дает возможность ясно увидеть кратное увеличение расходов из года в год. 

Трудно представить, чем может быть оправдан столь резкий рост стоимости договора. Ведь увеличение количества светофоров явно не соответствует пропорциональному удорожанию услуг.

Тем более, учитывая, что поставщиком по всем четырем упомянутым выше договорам является одна и та же компания – ТОО «СМЭУ Астана»

Компания «СМЭУ Астана» специализируется на строительстве дорог и автомагистралей. 

Первым руководителем и одним из учредителей компании является Мона Османова, другие учредители - ООО GIG Global Integration Group GmbH, Максим Утепов и Галина Сартина

ТОО «СМЭУ Астана» фигурирует во множестве гражданских дел. В частности, некоторые из них связаны со взысканием задолженности с поставщиков. 

Например, в 2017 году ТОО «СМЭУ Астана» судилось с двумя столичными компаниями, требуя взыскать задолженности по договорам о монтаже оборудования на светофорных объектах в г. Астана. В обоих случаях суд принял решение в пользу ТОО «СМЭУ Астана». 

В 2022 году компания попала в репортаж телеканала «Atameken Business» о неэффективном расходовании бюджетных средств в размере 9,5 млрд тенге, выделенных в 2021 году на расширение интеллектуальной транспортной системы столицы.

Тогда ТОО «СМЭУ Астана» обратилось в суд, утверждая, что репортаж портит репутацию компании, и настаивало на публичном опровержении. Однако суд отказал в удовлетворении иска. 

Но вернемся к светофорам в Косшы. 

С учетом того, что за три года поставщик не изменился, и основные технические требования остались прежними, как можно объяснить столь резкое повышение стоимости?

Возможно, траты все-таки оправданы, ведь обеспечение дорожной безопасности требует немалых вложений. 

Скажем, акимат г. Кокшетау в этом году потратил около 358 млн тенге на содержание «элементов обустройства автомобильной дороги»

Вот только договор, о котором идет речь, предусматривал не только обслуживание светофоров, но и дорожных знаков, табло, направляющих устройств и пр. 

К тому же договор рассчитан больше чем на 2 года – до 31 декабря 2026 года. А количество светофоров, обслуживаемых по договору, насчитывает 140 объектов

В г. Темиртау аналогичный договор в этом году заключили на сумму больше 49 млн тенге. Соглашение в том числе включает обслуживание 35 светофоров

К слову, поставщиком в двух упомянутых договорах выступает ТОО «СпецТрейдТМ», о котором редакция ФБРК недавно уже писала. Тогда мы рассказывали о нескольких договорах по обеспечению дорожной безопасности, которые акимат г. Алматы заключил с компанией «СпецТрейдТМ». 

Резкий рост затрат на обслуживание светофоров в г. Косшы за столь короткий срок неминуемо вызывает определенные вопросы. Особенно, если сравнивать расходы г. Косшы с уже упомянутыми расходами г. Кокшетау и г. Темиртау на аналогичные услуги. 

Увеличение расходов с 1,4 млн тенге до 595 млн тенге при относительно небольшом количестве светофоров заставляет задуматься о том, насколько оправданы такие траты. 

А кроме того, в условиях, когда один и тот же подрядчик обслуживает все контракты, невольно начинаешь задумываться о необходимости в тщательном анализе и контроле расходов. 

Редакция ФБРК отправила официальный запрос в акимат г. Косшы в надежде выяснить причины увеличения стоимости договоров.

Продолжение следует…