Почему Алматинская область выбрала «Сергек»

Сергек

В Алматинской области завершено развертывание интеллектуальной системы безопасности «Сергек» — крупнейшего проекта компании после того, как пошатнулось их монопольное положение на рынке. 

Более 9 тысяч камер и 325 аппаратно-программных комплексов охватили все районы региона, включая 32 отдаленных пункта. Проект реализован по сервисной модели: оборудование передается в аренду, что в несколько раз дешевле прямой покупки техники, которая устареет за пятилетний срок контракта.

Редакция ФБРК пристально следила за развитием событий вокруг «Сергек» в регионах. За последние полтора года компания пережила серию громких разрывов с государственными партнерами.

ВОСТОЧНЫЙ КАЗАХСТАН: ДЕМОНТАЖ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Весной 2024 года в Восточно-Казахстанской области после завершения контракта развернулся конфликт. ТОО «Көркем Телеком», входящее в Sergek Group, заключило в 2018 году договор государственно-частного партнерства (ГЧП) на предоставление системы сроком на пять лет. После основного срока договор продлили еще на два месяца — до 30 июня 2024 года.

Компанию обвинили в демонтаже оборудования и оставлении «голых камер», хотя Sergek Group настаивала на передаче полностью функционирующей системы со всеми учетными данными и паролями доступа.

Новым подрядчиком стала ТОО «Satory Company LTD». Сообщалось, что после смены оператора и демонтажа оборудования результат не заставил себя ждать: за первые полгода 2025 года количество ДТП в городе без «Сергека» выросло в 2,5 раза.

КОСТАНАЙ: РАБОТАЮЩАЯ СИСТЕМА БЕЗ ОПЛАТЫ

В начале 2025 года обострилась ситуация в Костанае. В 2023 году управление информатизации области во главе с Азаматом Кашиевым приняло решение о внедрении «Сергек» по сервисной модели. Кашиев лично курировал проект, выдав положительное отраслевое заключение. ТОО «Көркем Телеком» инвестировало более 2 млрд тенге в установку 60 аппаратно-программных комплексов, тысячи камер видеонаблюдения и модернизацию полицейского центра управления.

Система заработала эффективно. Отмечалось, что только в 2025 году в городе выявили более 1 млн нарушений на сумму почти 19 млрд тенге штрафов, раскрыли свыше 400 преступлений. Департамент полиции области исправно получал данные с камер.

Однако в начале 2025 года управление информатизации внезапно решило расторгнуть договор и добилось этого через суд. Формальным поводом стало заключение регионального департамента госаудита, хотя финансовых нарушений не нашли — аудиторы не обнаружили письменного согласования некоторых технических решений. В апреле 2025 года суд первой инстанции удовлетворил иск, апелляция подтвердила расторжение. Работающую систему демонтировали.

АСТАНА: ДЕВЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ И СМЕНА ОПЕРАТОРА

В феврале 2025 года завершился контракт в Астане, где система работала с 2017 года. За это время «Сергек» продемонстрировал впечатляющие результаты: количество преступлений за первый год работы снизилось на треть, смертность в ДТП за семь лет упала с 60 до 37 случаев в год.

Частные инвесторы потратили на внедрение системы 8,4 млрд тенге, получив затем от акимата около 1 млрд тенге. За девять месяцев 2024 года система зафиксировала 642 тысячи нарушений, по которым в бюджет поступило 5,2 млрд тенге. Всего за время работы система принесла в казну 38,3 млрд тенге.

Одновременно с завершением контракта акимат объявил о смене оператора — эмиратская компания Presight, дочернее предприятие технологического холдинга G42, инвестирует в новый проект 53 млрд тенге. Проект предусматривает установку 10 тысяч новых камер и более 500 аппаратно-программных комплексов на дорогах столицы. Новая система обещает 50 видов видеоаналитики, включая фиксацию использования телефона за рулем, контроль ремней безопасности, выявление драк и обнаружение оружия.

Однако уже в октябре этого года на встрече со столичными жителями аким Астаны Женис Касымбек рассказал, что две компании работают в сотрудничестве:

«У них консорциум, они вместе работают. Головная компания в этом консорциуме — это компания Presight. Крупная компания, которая работает в этой сфере. «Сергек» продолжает работу вместе с ними».

То есть, фактически, казахстанские разработчики никуда не ушли из столицы, а стали «подрядчиком» арабской компании.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОТВЕТ НА КРИЗИС

На фоне судебных споров «Сергек» подтверждает свою технологическую состоятельность. Компания разработала для МВД платформу ТОР (с казахского – «сеть») — единую цифровую систему, которая интегрирует данные о ситуациях на дорогах со всех сторонних операторов. Платформа позволяет сотрудникам полиции работать без региональных ограничений по всей стране.

Также проведены тестирования технологий на дронах. В отдаленных районах внедрены автономные комплексы на солнечных панелях. В поселке Жайпак Алакольского района области Жетысу начал работу первый в стране аппаратно-программный комплекс, способный функционировать без подключения к электрической сети. Модуль альтернативного питания на основе солнечных панелей преобразует солнечный свет в электрическую энергию, обеспечивая бесперебойную работу в полевых условиях.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ: СТАВКА НА МАСШТАБ

Запуск масштабного проекта в Алматинской области — по объему сопоставимого с бывшим астанинским — выглядит поворотным моментом. Регион занимает третье место в стране по преступности (6 141 случай за январь-август 2025 года) и входит в число лидеров по ДТП — за семь месяцев зарегистрировано более 6,5 тысяч аварий.

Система фиксирует превышение скорости, проезд на красный свет, неправильную парковку и другие нарушения. Отмечается, что в регионах присутствия «Сергек» смертность в ДТП снижается на 30-50%. В Астане число погибших сократилось с 60 до 37 человек, в Алматы — со 161 до 105. В Алматинской области ожидается аналогичный эффект.

Проект включает создание транспортного цифрового двойника — модели дорожного движения в реальном времени, что, по замыслу разработчиков, должно стать частью концепции Smart City. Областные власти делают ставку на цифровизацию управления, включив «Сергек» в общую экосистему региона.

СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА ИЛИ ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ?

Однако главный вопрос не в технологиях, а в устойчивости партнерства. Три разрыва контрактов за полтора года показывают системную проблему во взаимодействии крупного бизнеса и государства в системе ГЧП. Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно отмечал эффективность системы видеонаблюдения, подчеркивая двойную выгоду для государства: технологическое решение проблемы нарушений и одновременное сокращение коррупционных схем в дорожной полиции.

Долгая история попыток внедрения ГЧП в Казахстане полна взлетов и падений. Костанайский прецедент особенно показателен: может ли чиновник, лично одобривший проект, через два года заявить, что тот же проект его не устраивает? Имеет ли право государство в одностороннем порядке менять подходы к уже реализуемым проектам?

В следующем году редакция ФБРК продолжит следить за развитием проекта. Покажет ли кейс Алматинской области, что компания снова в топе или повторится сценарий Костаная и ВКО?