На днях стало известно, что пять человек погибли в результате аварии на шахте «Казахстанская» угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» в Карагандинской области. Напомним, 17 августа произошло возгорание конвейерной ленты, на момент аварии в шахте находились 227 сотрудников, позже 222 человека удалось эвакуировать. 20 августа в АО «АрселорМиттал Темиртау» объявили день траура по погибшим.
Тем временем, в распоряжение редакции ФБРК попало заявление профсоюза по охране труда и технике безопасности ArcelorMittal от 2021 года, в котором рабочая группа выражала свои возмущения по поводу безответственности работодателя по защите здоровья работников в послепандемийный период, и в целом заявляла о халатном отношении руководства к вопросу безопасности в компании.
«ArcelorMittal утверждает, что является ответственным работодателем, который уважает жизнь и права работников, однако последние события в группе доказывают, что это утверждение ложно. Мы возмущены провалами политики и поведения ArcelorMittal в области охраны труда и техники безопасности», - сказано в данном заявлении.
Представители рабочей группы были крайне обеспокоены растущим числом смертей на производственных площадках ArcelorMittal. Подчеркивалось, что здоровье работников подвергалось опасности не только во время пандемии, но и задолго до нее. Профсоюзы на различных объектах регулярно выражали волнения по поводу отсутствия инвестиций в техническое обслуживание объектов, а также в охрану труда и технику безопасности.
Профсоюз предприятия просил руководство вступить в диалог с представителями рабочих, чтобы предотвратить трагедии в будущем. Сообщалось, что только в период с середины ноября 2020 года по середину марта 2021 года на предприятиях ArcelorMittal погибли 11 рабочих. Эти смертельные случаи произошли в Казахстане (4), Южной Африке (3), Испании (2), Польше (1) и Украине (1). В некоторых случаях аварии не привели к надлежащему расследованию и планам восстановления.
Отмечалось, что несмотря на отчаянную ситуацию со здоровьем и безопасностью в компании, руководство решило не нанимать директора по глобальному здравоохранению и безопасности. Совместное письмо подписавших его сторон (USW, Глобального союза IndustriALL и Европейского профсоюза IndustriALL) от 09 марта 2021 года с требованием созвать экстренное заседание Объединенного комитета по охране труда и технике безопасности осталось без ответа.
В связи с чем, представители работников требовали, чтобы компания немедленно созвала заседание Объединенного глобального комитета по охране труда и технике безопасности, а руководство занялось совершенствованием существующего «Соглашения о минимальных требованиях к совместным комитетам по охране труда и технике безопасности на уровне предприятия» и «Технического задания для глобального комитета по охране труда в ArcelorMittal».
Также от руководства компании требовалось нанять глобального директора по охране труда и технике безопасности и принимать участие в совместной политике в области охраны труда и техники безопасности, в частности по вопросу расследования последних смертельных случаев на производстве.
ГДЕ ЗАЩИТНИК, КОГДА ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖЕН?
Теперь сообщается, что в связи с последними событиями одна из главных организаций по защите прав работников страны - Федерация профсоюзов РК - потеряла доверие работников. С 2017 года ФПРК преследуют сплошные скандалы. На сегодняшний день федерация все еще остается безынициативной и равнодушной к проблемам тех, чьи заботы должны были стать ее первоочередной миссией.
До принятия новой Конституции 1995 года главный профсоюз страны действительно был мощной силой в трудовых отношениях. Он контролировал выплаты по больничным, следил за условиями безопасности на рабочих местах и даже мог без предупреждения проверять предприятия. Еще более ценным было его право представлять интересы рабочих на законодательном уровне, внося предложения в парламент по корректировке законов.
Со временем стало казаться, что в последующие годы ФПРК превратилась в авторитарное учреждение, занимающееся подавлением других профсоюзных организаций. Наиболее заметно это стало в период с 2017 по 2018 годы, когда началась серия странных инцидентов. Многие профсоюзы стали уходить от федерации, что привело к ее исключению из Международной конфедерации профсоюзов на 4 года и лишению права голоса на ее конгрессе.
К сожалению, на сегодняшний день Федерация профсоюзов РК не выполняет своих основных функций по решению трудовых конфликтов и созданию благоприятных условий для работников. Ни в одном из трудовых конфликтов, которые вспыхивали в регионах за последние годы, ФПРК не выражала своего активного участия. Председатель Федерации профсоюзов Сатыбалды Даулеталин также не проявлял себя как лидер организации.
Все заканчивалось или тем, что правительство само вынуждало работодателей пойти на уступки работников, или же бастующие проигрывали и наказывались за несанкционированные акции протеста. К примеру, если бы ФПРК встало на защиту работников, разобралась в ситуациях, предложила юридическую помощь и медиаторство, то вполне возможно, что блокировки здания «КазМунайГаза» бывшими сотрудниками нефтесервисной компании «БерАли Мангистау Company» можно было бы избежать.
Несомненно, весомая доля ответственности лежит и на самих компаниях, но роль федерации в урегулировании кризиса была бы весомой. Однако во всех новостных сводках о каком-либо вкладе ФПРК не упоминалось. Не было и значимых комментариев со стороны руководства федерации. При том, что одним из заместителей нынешнего председателя федерации (пусть и на общественных началах) является профсоюзный лидер нефтегазовой сферы Султан Калиев.
В общем и целом, практически во всех трудовых конфликтах федерация самоустраняется либо действует крайне формально. Фактически, в основном она только выпускает заявления, призывает СМИ воздержаться от преждевременных комментариев и подписывает никому не нужные меморандумы. При этом в законотворческой деятельности трудов Федерации также почти не наблюдается. В конце концов, многие поправки, которые ранее вносились в Трудовой кодекс и защищали интересы только работодателей, были приняты именно при попустительстве ФПРК.