Законопроект министерства транспорта с поправками об автомобильных перевозках, из-за введения которых могут вырасти цены на такси, обсудили в Национальной палате предпринимателей «Атамекен».
По данным Inbusiness.kz, нововведения обяжут перевести отрасли пассажирских перевозок на саморегулирование и объединить перевозчиков в новую частную структуру. Как стало известно, законопроект внесли в Мажилис Парламента еще в июле 2023 года.
«Суть законопроекта заключается в том, что теперь все перевозчики пассажиров должны будут объединиться на принципах саморегулирования (СРО). Государство таким образом снизит свой контроль над отраслью, передав часть функций частному сектору. Создаваться СРО будут в виде палат автоперевозчиков, у которых будет широкий перечень прав, включая контроль за здоровьем водителей и их транспортными средствами», - говорится в сообщении.
В октябре министр транспорта Марат Карабаев подробно описал законопроект. Он сообщил, что палаты СРО смогут отслеживать работу каждого своего водителя, а перевозчики будут работать на условиях добросовестной конкуренции.
Кроме того, ожидается, что благодаря СРО получится быстрее принимать качественные стандарты и правила, а также снизится бюрократия, и сократятся коррупционные риски.
«Всего в Казахстане международные перевозки обслуживают 61 перевозчик, межобластные – 189, нерегулярные – 625, а такси – 2833. Все они должны будут в обязательном порядке вступить в СРО. Коснется это и информационно-диспетчерских служб такси, мобильных приложений заказа такси, автовокзалов, автостанций и пунктов обслуживания пассажиров», - говорится в сообщении.
Отмечается, что закон предусматривает создание трех палат автоперевозчиков, участие в которых будет основано на членских взносах.
В свою очередь, депутат Мажилиса Асхат Аймагамбетов раскритиковал законопроект, заявив, что из-за предлагаемых обязательств по взносам за членство подорожает стоимость такси и перевозок.
«Предварительные подсчеты показывают, что речь идет о миллиардах тенге (по некоторым оценкам, даже более 10 млрд тенге). Очевидно, что эти взносы фактически станут дополнительным бременем для кармана рядового гражданина», – заявил депутат.
Сообщается, что для регистрации СРО требуется наличие 20 перевозчиков регулярных международных перевозок, 50 перевозчиков регулярных междугородных и межобластных перевозок, 100 перевозчиков нерегулярных перевозок и 200 перевозчиков такси. Каждый перевозчик имеет право состоять только в одной из палат.
В случае если палата будет предоставлять в минтранспорта недостоверную информацию или поданные документы не будут соответствовать требованиям, палату могут исключить из госреестра.
Несмотря на критику, законопроект прошел первое чтение, а его судьба будет более ясной вскоре после второго чтения.