На заседании Мажилиса глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов рассказал о тяжелом положении компании «Қазақстан темір жолы» (КТЖ).
По данным Liter.kz, КТЖ теперь находится на грани банкротства из-за неэффективного и консервативного управления.
«Все высокодоходные услуги переданы частным компаниям. Излишние посредники вокруг КТЖ завышают стоимость приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге», – сказал Смаилов.
Он отметил, что 73% всего грузооборота КТЖ с 2020 по 2023 год реализовали по тарифам ниже себестоимости. Убытки составили 907 млрд тенге.
«Эти убытки в основном покрываются за счет транзитных доходов, что экономически нецелесообразно. Ни один предприниматель не заинтересован работать по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству», – добавил глава Высшей аудиторской палаты.
Вместе с тем он рассказал, что компания КТЖ не способна оплачивать обязательства и находиться в «красной» зоне кредитного риска. Сообщается, что на начало 2024 года долг компании составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 1,3 трлн тенге оттуда направили на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств.
Смаилов отметил, что методы «Самрук-Қазына» не смогут предотвратить кризис КТЖ. Без кардинальных изменений в управлении КТЖ грозит технический дефолт.
В заключение отчета Смаилов предложил следующие меры:
- правительству, АО «Самрук-Қазына» решить вопрос долговой нагрузки КТЖ;
- обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети;
- предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию Национальной железнодорожной компании;
- ускорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками;
- исключить излишние частные посреднические структуры в организации производственно-технологических процессов и при перевозках грузов и пассажиров.
Как передает Informburo.kz, в свою очередь министр транспорта Марат Карабаев заявил, что граждане смогут спасти КТЖ, если будут платить за билеты значительно больше, чем сейчас.
Сообщается, что стоимость пассажирских железнодорожных перевозок в Казахстане пока поднимать не собираются, однако Карабаев считает, что повышение цен могло бы помочь КТЖ избавиться от государственного финансирования.
«Примерно 23 млрд тенге. Государственное субсидирование — это опять же деньги налогоплательщиков. Поэтому для снижения субсидируемой части можно рассмотреть вопрос повышения стоимости билетов. Но на сегодняшнем этапе повышение стоимости пассажирских билетов не рассматривается», — сказал министр в кулуарах Мажилиса.
Тогда журналисты спросили, сколько казахстанцы должны должны платить за билеты на поезд, чтобы государство перестало финансировать КТЖ.
«Чтобы это все окупалось, стоимость билетов должна быть в три раза дороже», — добавил исполняющий обязанности председателя правления КТЖ Канат Альмагамбетов.