В Алматы разворачивается очередная глава истории с системами видеонаблюдения, где на кону стоят миллиарды тенге, а условия тендеров написаны словно под конкретного исполнителя. На этот раз речь идет о почти 4,5 млрд тенге, которые город может потратить на аренду 3050 камер за шесть лет, причем оборудование так и рискует остаться у поставщика.
История началась в 2022 году, когда КГУ «Управление цифровизации города Алматы» объявило конкурс на «услуги видеомониторинга 3050 камер». Победителем тогда стало ТОО «Freedom Telecom» с предложением на 2,4 млрд тенге за трехлетний период. Особенность сделки заключалась в том, что камеры оставались на балансе поставщика — по сути, город арендовал чужое оборудование за внушительную сумму.
В декабре 2024 года срок первого договора истек. А 18 августа 2025 года управление объявило новый тендер на аренду тех же 3050 камер еще на три года за 2,07 млрд тенге.
Согласно техническому заданию нового конкурса, подрядчик должен предоставить услугу в течение 10 календарных дней с момента регистрации договора. Но кто осилит поставить такой объем услуг за столь короткий срок? Вероятно, тот, кто уже имеет готовую сеть из 3050 камер в Алматы. Скажем, у Freedom Telecom как раз есть ровно то количество камер, которое требуется по конкурсу.
Параллельно с тендерными процедурами в 2024 году в управлении произошли кадровые изменения. На должность заместителя руководителя был назначен Мейрам Дюсюков, чья предыдущая карьера тесно связана с системами видеонаблюдения.
С 2017 по 2021 год Дюсюков работал заместителем председателя правления АО «Astana Innovations», где, согласно данным источника ФБРК, активно продвигал проект интеллектуальной системы общественной и дорожной безопасности «Сергек» компании ТОО «Көркем Телеком», которая, в свою очередь, находится в аффилированных отношениях с Freedom Telecom.
После этого, с 2021 по 2022 год, он трудился в ТОО «IBEACON KAZAKHSTAN», где, как утверждается, занимался продвижением проекта «Сергек» в Украине и Белоруси.
По словам источника ФБРК, назначение Дюсюкова может быть связано с усилением позиций компаний группы Sergek в сфере видеомониторинга. Впрочем, прямых доказательств этой связи пока нет.
Как бы то ни было, вся эта алматинская ситуация разворачивается на фоне серьезных проблем с системами видеонаблюдения по всему Казахстану, которые наша редакция освещала на протяжении последних лет.
В феврале 2025 года заместитель председателя комитета технического регулирования и метрологии Бауыржан Касымов заявил о серьезных нарушениях в процедуре проверки аппаратно-программных комплексов. Как тогда оказалось, территориальные департаменты не проводили обязательные проверки камер видеофиксации в 2024 году, а многие лаборатории допустили нарушения в процедурах.
А в марте 2025 года специализированный межрайонный экономический суда Костанайской области вынес решение о расторжении контракта с «Көркем Телеком» после аудита, выявившего подмену оборудования, отсутствие технической документации и необоснованные расходы на 1,76 млрд тенге. Система «Сергек 2.1», на которую выделяли около 700 млн тенге в год, оказалась совсем не тем, что ожидалось. При этом суд не признал компанию недобросовестным партнёром из-за формального срока давности.
Параллельно акимат Астаны объявил о смене оператора городской системы видеонаблюдения, планируя заключить новое соглашение с эмиратской компанией Presignt на 53 млрд тенге.
На фоне всех этих неоднозначных событий возникает закономерный вопрос: как компания, связанная с группой Sergek, после череды судебных разбирательств, расторгнутых контрактов и выявленных нарушений, снова получает шанс на крупный государственный заказ?
Возможно, дело в том, что рынок систем видеонаблюдения в Казахстане крайне монополизирован, и альтернатив попросту нет. А может быть, система госзакупок устроена так, что формальное соблюдение всех процедур фактически исключает конкуренцию.
Напомним, в июне прошлого года редакция ФБРК подробно рассказывала о проекте интеллектуальной системы контроля на автомобильных дорогах (ИСКАД), который совместно разрабатывали Freedom Telecom и Sergek Group.
Мы также анализировали проект интеллектуальной системы общественной и дорожной безопасности «Сергек», который на протяжении всего периода эксплуатации являлся предметом многочисленных споров о безопасности и эффективности системы.