В начале июня редакции ФБРК стало известно о проекте договора государственно-частного партнерства (ГЧП) на внедрение интеллектуальной системы контроля на автомобильных дорогах (ИСКАД).
Мы уже детально рассказывали, как проект, разрабатываемый совместно Freedom Telecom и Sergek Group, собираются воплотить в жизнь.
Напомним для начала, что главная функция заявленной системы - отслеживать транспортировку грузов по всей территории страны, а также контролировать вес грузового транспорта.
Наряду с этим предполагается, что ИСКАД будет выполнять ряд тех же функций, что и известная система «Сергек», разработчиком которой является одна из компаний Sergek Group – ТОО «Көркем Телеком».
А именно, система должна будет круглосуточно поставлять госорганам данные о любых дорожных нарушениях.
По подсчетам разработчиков, бюджетная эффективность ИСКАД за 10 лет составит 2,855 трлн тенге.
Согласно нашим данным, проект обойдется государству в 470 млрд тенге.
При этом, как нам стало известно, сама система и всё необходимое для ее работы оборудование не перейдут на баланс государства, а останутся в собственности инвесторов.
Иными словами, работа системы будет полностью зависеть от Freedom Telecom и Sergek Group, что делает государство, потенциально вложившее в проект огромные средства, абсолютно несамостоятельным в данном вопросе.
Почему так важно, чтобы государство имело контроль над любой крупной системой видеонаблюдения?
Такая система выступает неким гарантом безопасности, поскольку позволяет быстро распознать и предотвратить угрозу.
Утечка данных может иметь чрезвычайно серьезные последствия как для отдельного человека, так и для государства в целом. Именно поэтому надежность такой системы стратегически важна.
По этой же причине главным преимуществом ИСКАД разработчики называют высокую информационную безопасность.
И пока внедрение ИСКАД находится на стадии переговоров, об информационной безопасности проекта мы можем судить, обратившись к другому продукту Sergek Group – проекту интеллектуальной системы общественной и дорожной безопасности «Сергек».
На протяжении всего периода эксплуатации «Сергек», ведутся неутомимые споры о безопасности и эффективности системы.
Например, очень популярным является мнение о том, что камеры «Сергек» бесполезны во время непогоды. Многие считают, что система не учитывает «человеческий фактор» и является чересчур регламентированной.
Об этом на недавней пресс-конференции в Алматы говорили активисты, выступившие с требованием пересмотреть работу «Сергек».
И всё же главным предметом недовольства является незащищенность системы, которая имеет доступ к данным о передвижении казахстанцев, получаемым при фиксации всевозможных дорожных нарушений.
Ведь ни для кого не секрет, что техническим партнером «Сергек» является китайская компания-гигант Dahua Technology.
В 2019 году США ввели санкции против конкурирующих между собой китайских компаний Dahua Technology и Hikvision. Причиной тому стала функция распознавания лиц в двух системах, которые передавали данные властям.
В Великобритании и Австралии камеры Dahua запрещено устанавливать на государственных и стратегических объектах в целях нацбезопасности.
В феврале 2024 года украинская редакция Радио Азаттык выяснила, что камеры Dahua, имевшие доступ к интернету, отправляли зашифрованную информацию на серверы китайских компаний.
При этом часть данных уходила на серверы государственного провайдера Китая – Сhinanet.
Стоит напомнить, что, согласно китайскому закону о безопасности данных, правительство имеет право доступа к данным частных компаний.
А, скажем, Китай и Россия, опираясь на договор о добрососедстве, практикуют обмен стратегическими данными.
Согласно сведениям МВД РК, более 22 тыс. камер производства Dahua Technology, входящих в систему «Сергек», установлено по всему Казахстану.
Представители Sergek Group утверждают, что данные с камер хранятся исключительно на казахстанских серверах и доступны только компетентным органам.
В компании уверяют, что камеры любого производства проходят обязательную «перепрошивку», а значит, причин для паники нет.
В 2022 году ТОО «Көркем Телеком» подало заявку на проведение испытаний по информационной безопасности системы «Сергек» в городах Туркестан, Семей и Тараз.
Проверка системы, которую проводит АО «Государственная техническая служба», и вручение соответствующего аттестата от Комитета информационной безопасности МЦРИАП являются обязательными требованиями для получения выплат из госбюджета по договору ГЧП.
В распоряжении редакции ФБРК имеются сведения о том, что компания предоставила код программного обеспечения системы, который отличался от фактического кода, установленного на серверах, что позволило «Көркем Телеком» пройти проверку.
Вероятно, компания решилась на этот шаг, дабы в дальнейшем иметь возможность продать аппаратно-программный комплекс госорганам.
К слову, в декабре 2022 года «Сергек» ввели в промышленную эксплуатацию в г. Семее, а компания получила промежуточную выплату из госбюджета.
При этом, стоит отметить, что испытания по информационной безопасности проводятся не только для того, чтобы компания могла реализовать продукт.
Государство должно убедиться, что система неуязвима для несанкционированного доступа, а также не способна нанести ущерб действующим государственным информационным системам.
Хотя и в этом случае к «Сергек» возникают вопросы. По нашим данным, материалы об административных правонарушениях водителей компания «Көркем Телеком» направляла в Процессинговый центр Единого реестра административных правонарушений (ЕРАП).
Однако происходил этот процесс через имеющийся шлюз в системе «Сергек» в г. Астане и прямым стыком к серверам ЕРАП, что является грубым нарушением требований информационной безопасности.
Кроме того, нам стало известно, что ТОО «Көркем Телеком» имеет возможность вручную удалять имеющиеся в системе материалы, а значит, ко всему прочему контролировать поступления в бюджет от штрафов за дорожные нарушения.
Но и это далеко не всё.
В распоряжении редакции оказались документы, из которых следует, что ТОО «Көркем Телеком» необоснованно завысило расходы, возмещенные в дальнейшем госбюджетом по проекту ГЧП в г. Астане.
Систему «Сергек» в столице обещали ввести еще в 2017 году, но сдали в эксплуатацию только в августе 2018 года, и то лишь частично. Полноценно система начала свою работу в 2020 году.
При этом, в договоре ГЧП затраты, которые возмещаются из средств бюджета, расписаны с 2017 по 2023 годы.
Ввиду несвоевременной сдачи системы, логично предположить, что затраты государства должны быть снижены.
А именно, сумма расходов с 2018 по 2020 годы, составляющая 2,2 млрд тенге, должна быть исключена из общей суммы возмещения.
По нашим сведениям, компания все-таки получила около 2 млрд тенге, на которые подлежало снижение суммы договора, путем повышения операционных расходов через ряд аффилированных компаний, в том числе ТОО «Adicom 2000» и ТОО «Capital City Center».
И хотя система «Сергек» является отличительным продуктом «Көркем Телеком», этот проект не единственный в арсенале компании.
Уж точно не единственный, вызывающий вопросы.
Скажем, в июне 2021 года компания заключила договор ГЧП, где партнерами со стороны государства выступили управление цифровизации г. Алматы, управление городской мобильности и департамент полиции г. Алматы.
Общая стоимость пятилетнего проекта по внедрению «Интеллектуальной системы безопасности и анализа дорожного трафика г. Алматы» составила около 10 млрд тенге.
При этом себестоимость оказания услуг составляет порядка 9,5 млрд тенге, а более 475 млн тенге – прибыль «Көркем Телеком».
В списке операционных издержек, составляющих себестоимость, наиболее затратной является амортизация аппаратно-программного комплекса (АПК) в размере 2,4 млрд тенге, которая основывается на капитальных затратах компании.
Согласно договору, общая себестоимость всех АПК составляет более 5,3 млрд тенге, что должно отражаться в финансовой отчетности компании и ежегодно амортизироваться.
______________
Для справки: Амортизация – уменьшение стоимости актива в результате его использования или естественного старения.
Согласно финансовой отчетности ТОО «Көркем Телеком» от 31 декабря 2021 года, на балансе алматинского филиала компании имелись средства в размере около 1,2 млрд тенге.
Возникает логичный вопрос, как компания намерена покрывать издержки.
Судя по всему, себестоимость АПК была взята из проекта «Сергек» в г. Атырау, где компания получила компенсацию инвестиционных затрат (КИЗ) и вознаграждение за управление (ВЗУ).
При этом КИЗ предполагает возмещение себестоимости капитальных затрат за имущество, которое переходит на баланс государства, а в данном случае этого не происходит.
Учитывая названные факты, можем предположить, что себестоимость оборудования на самом деле значительно ниже, чем это было заявлено, а значит, ТОО «Көркем Телеком» завысила изначальную стоимость проекта.
К слову, в декабре 2022 года вне конкурсных процедур стороны заключили дополнительное соглашение, учитывающее в том числе повышение стоимости услуг на 4,2 млрд тенге.
В 2022 году ТОО «Көркем Телеком» через прямые переговоры инициировало проект ГЧП «Создание и эксплуатация системы видеонаблюдения в г. Алматы».
Общая стоимость десятилетнего проекта составляет 18,3 млрд тенге.
Квалификационные документы направили на рассмотрение 31 октября 2022 года.
Стоит отметить, что обязательным условием для участия в прямых переговорах является подтверждение, что частный партнер имеет средства, составляющие не менее 20% от стоимости проекта ГЧП.
В распоряжении редакции оказались сведения, что ТОО «Көркем Телеком» предоставило выписку от 26 октября 2022 года, подтверждающую наличие средств на счетах компании свыше 1,5 млрд тенге, что является недостаточным для участия в прямых переговорах.
В таком случае, возможно, следует задаться вопросом, как компания могла инициировать проект, не имея необходимой суммы для его реализации.
Или, скажем, поинтересоваться, как система «Сергек» прошла проверку на информационную безопасность, а кроме того, как компания рассчитывала расходы, покрываемые госбюджетом по договорам ГЧП.
Может, имеет смысл принять эти факты во внимание, задумываясь о реализации нового проекта ГЧП - интеллектуальной системы контроля на автомобильных дорогах (ИСКАД).
Ведь в новом проекте разработчики обещают внедрить системы взвешивания грузового транспорта, о которых ни Sergek Group, ни компании Freedom ранее не заявляли.
Как нам стало известно, инвесторы намерены использовать инновацию молодой казахстанской компании ТОО «Automatic System». Компания реализовала первый в Казахстане проект по весоизмерительным системам АСИ на въездах в г. Астана.
Кроме того, по нашим данным, проект ИСКАД не является единственным в своем роде. Есть сведения об альтернативном проекте, который предполагает договор ГЧП совместно с госфондом Управления делами Президента.
Максимальные затраты на реализацию должны составить 70 млрд тенге, что практически в 7 раз меньше вложений государства в проект Sergek Group и Freedom Telecom.
Предусмотренное в проекте оборудование, как и саму систему, разработчики обещают оставить на балансе государства.
Однако Freedom Telecom и Sergek Group не намерены сдаваться легко. По нашим сведениям, инвесторы заручились поддержкой в министерстве транспорта.
Помнится, еще в начале этого года на расширенном заседании правительства Президент отмечал, что ГЧП скорее представляет собой схему скрытого бюджетного финансирования частных проектов.
А учитывая названные факты, становится очевидным, что проект системы контроля на автодорогах требует пристального внимания со стороны общественности.
В конце концов, проект задуман во благо народа, а не для реализации коммерческих и политических амбиций отдельных лиц.