Антикор выявил коррупционные риски в сфере спорта

Автор: Вера Александрова, 30 мая, 2024
стадион

Антикор совместно с министерством туризма и спорта провел внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта, в результате которого выявил коррупционные риски.

«На центральном уровне внешний анализ проводился в деятельности министерства туризма и спорта, на региональном уровне в областных управлениях спорта и физической культуры», - говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

Сообщается, что с 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в 2 раза и составил 1,4 трлн тенге. На следующие 3 года планируют выделить еще 1,3 трлн тенге

Вместе с тем отмечается, что, несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских зачетах и Всемирном спортивном рейтинге. Также наша страна признана одной из коррумпированных по количеству подозрительных матчей и занимает 4-е место в антирейтинге международной организации Sportradar.

Как стало известно, этому способствует ряд факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств:

  • явный дисбаланс между финансированием спорта «высших достижений» и «массового» спорта (бюджет спорта высших достижений в 9 раз больше (340 млрд тенге), чем на массовый спорт (35 млрд тенге). В спорте высших достижений стали нормой процессы натурализации иностранных игроков. За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) в дальнейшем вернулся на родину;
  • бесконтрольное и непрозрачное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами (выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закуп спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисления «мертвым душам», завышенную оплату труда и двойное финансирование);
  • неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов средств АО «Самрук-Қазына» (выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в 5-ти звездочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения. За 6 лет на финансирование 4 профклубов направлено 138 млрд тенге спонсорских средств АО «Самрук-Қазына» (ФК «Астана» - 50,1 млрд, ХК «Барыс» - 48,8 млрд, велокоманда «Astana Qazaqstan Team» - 31,5 млрд, БК «Астана» - 8 млрд);
  • неэффективное управление спортивными сооружениями (за последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 млрд тенге только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений);
  • мнимая реализация государственно-частного партнерства (под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 млрд тенге, из них выплачено 62 млрд тенге бюджетных инвестиций);
  • отсутствие цифровизации спортивных процессов (разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась. Профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров).

По итогам анализа Антикор предложил министерству туризма и спорта комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта.