Надуманные жалобы или скрытые проблемы в транспортной сфере Казахстана?

Автор: Вера Александрова, 18 декабря, 2024
письмо

В распоряжении редакции ФБРК оказалось обращение работников транспортной сферы, которое, как утверждается, они направили ряду высших госорганов. 

Обращение содержало информацию о предполагаемых системных нарушениях в работе комитета автомобильных дорог и транспортного контроля. 

Авторы обращения утверждают, что на руководящие должности в ведомстве назначают лица, не имеющие профильного образования и нужного опыта работы в транспортной сфере. 

В частности, речь идет о председателе комитета Алтае Али, чей карьерный путь начался в гостиничном бизнесе. 

Подобные претензии авторы обращения высказывают и в адрес других назначенных руководителей, например, в отношении Гани Салмаева, руководителя отдела контроля автомобильного транспорта, который также, по их мнению, не имеет соответствующего образования.

Документ также описывает предполагаемую схему работы с разрешительными документами в сфере транспортного контроля. 

Особое внимание в обращении уделили ситуации на границе с Китаем, где якобы сформировалась устойчивая система неофициальных платежей за оформление документации на грузовой транспорт.

География предполагаемых нарушений охватывает несколько регионов страны, включая Жамбылскую область, г. Алматы и г. Шымкент, где, по мнению заявителей, действуют схожие механизмы работы с документацией и получения неофициальных доходов.

Заявители выражают обеспокоенность влиянием сложившейся ситуации на развитие транспортного сектора. 

По их мнению, существующая система приводит к снижению качества контроля за транспортными средствами, созданию искусственных барьеров для добросовестных участников рынка, потере доверия к госорганам и ухудшению инвестиционного климата в отрасли. 

Отметим, что подобная информация всегда требует осторожного подхода, так как невозможно точно знать, какие именно интересы могут преследовать её авторы. 

Иногда такие обращения могут быть вызваны личными или корпоративными интересами, и важно учитывать возможные скрытые цели. 

Тем не менее, стоит признать, что жалобы не поступают без основания. Даже если в обращении содержатся сомнительные утверждения, оно может указывать на реальную проблему, которая требует внимательного анализа и проверки.

К тому же ситуация в транспортной сфере страны действительно далека от идеальной. 

Например, в мае прошлого года редакция ФБРК рассказывала о популярных манипуляциях с иностранными бланками разрешений (ИБР), для которых создают целые группы компаний-однодневок с целью получить как можно больше ИБР для дальнейшей перепродажи их перевозчикам. 

В январе этого года комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля представил проект, в котором предлагалось реформировать систему распределения бланков разрешений. 

В частности, речь шла об устранении искусственного дефицита бланков и их незаконной перепродажи на теневом рынке. 

Однако в феврале владелец транспортной компании Болатбек Алиев рассказал, что проблемы с ИБР до сих пор остаются нерешенными

Кроме того, в октябре наша редакция поднимала проблему, связанную с притоком автотранспортных компаний из России и Беларуси в Казахстан, которые активно осваивают казахстанский рынок грузовых перевозок. 

Тогда мы направили официальный запрос в министерство транспорта, чтобы узнать, наблюдается ли в Казахстане процесс вытеснения отечественных перевозчиков с рынка международных перевозок. С детальным ответом ведомства можно ознакомиться по ссылке. 

Возвращаясь к теме сегодняшнего материала, отметим, что в свете множества проблем в транспортной сфере обращение работников в компетентные органы выглядит как вполне закономерная реакция на сложившуюся ситуацию. 

Наша редакция намерена детальнее разобраться в предполагаемых системных нарушениях. В этой связи мы направили официальные запросы в министерство транспорта и администрацию Президента.