Недавно редакция ФБРК писала о том, как иностранные компании осваивают казахстанский рынок грузовых перевозок.
Мы рассказывали, что приток автотранспортных компаний из России и Беларуси в Казахстан, спровоцированный антироссийскими санкциями, значительно повлиял на транспортно-логистическую сферу страны.
Наша редакция направила официальный запрос в министерство транспорта, чтобы узнать, наблюдается ли в Казахстане процесс вытеснения отечественных перевозчиков с рынка международных перевозок.
В результате мы получили от ведомства детальный ответ.
В отношении дефицита иностранных бланков разрешений (ИБР) нам ответили, что «ежегодно с 42 странами производится обмен бланками разрешений для осуществления международных перевозок грузов автомобильным транспортом».
Напомним, не так давно редакция ФБРК писала о популярных схемах с бланками разрешений, для которых создают целые группы компаний-однодневок с целью получить как можно больше ИБР для дальнейшей перепродажи их перевозчикам.
______________
Для справки: Иностранный бланк разрешения (ИБР) предоставляет перевозчику право на проезд по территории иностранного государства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
В этом году обменяли примерно 280 тыс. разрешений, а поскольку потребность в ИБР растет, ведомство занимается вопросом получения дополнительных бланков.
«С учетом потребностей отечественных перевозчиков был проработан вопрос дополнительного обмена бланками разрешений с Азербайджаном, Бельгией, Китаем, Венгрией, Кыргызстаном, Латвией, Россией, Белоруссией, Словакией, Туркменистаном, Грузией. Вместе с тем со стороны иностранных государств фактов относительно уменьшение квоты обмена бланками разрешений не было», - сообщили в министерстве.
Кроме того, в министерстве транспорта рассказали, что «по итогам 2023 года объем перевозок грузов автомобильным транспортом в экспортно-импортном сообщении составил 7,6 млн тонн».
В прошлом году отечественные компании перевезли 3,8 млн тонн груза, что составляет 50% от общего объема перевозок. В то же время иностранные компании перевезли 1,8 млн тонн, а перевозчики «третьих стран» - 2 млн тонн груза.
Что касается совместных предприятий (СП), в министерстве сообщили, что всего в Казахстане зарегистрированы 54 компании.
«Они практически являются казахстанскими перевозчиками, которые инвестировали в экономику страны, платят налоги и сборы, создают дополнительные рабочие места», - отмечают в ведомстве.
______________
Для справки: совместные предприятия (СП) — это юридические лица, которые создаются на основе партнерства между двумя или более сторонами, как правило, включающими местных и иностранных инвесторов.
Вдобавок в министерстве поведали, что «из 20 тыс. автотранспортных средств работающих на международных перевозках, 7 тыс. соответствуют стандартам Евро-4 и выше, которые свободно осуществляют перевозки в страны ЕС».
______________
Для справки: Евро-4 — это экологический стандарт, регулирующий объем выбросов вредных веществ в автомобильной сфере.
Ранее редакция ФБРК писала, что отмена запрета на международные перевозки путем перецепки или перегрузки товара вызвала заметное возмущение со стороны отечественных перевозчиков.
Напомним, метод «перецепки» или «перегрузки» подразумевает, что тягач одного государства может доставить груз до границы, где происходит перецепка — другой тягач забирает прицеп и продолжает транспортировку в другое государство.
С 2017 года в Казахстане действовал запрет на ввоз товара в страну путем перецепки или перегрузки. В мае 2023 года этот запрет отменили.
Однако в октябре 2023 года действие запрета возобновили и вскоре вновь приостановили: сначала до 1 января 2024 года, а после – до 1 января 2025 года.
В ведомстве сообщили, что в результате введения запрета доля казахстанских перевозчиков в международных перевозках в 2017-2021 гг. сократилась с 51% до 31%.
В то же время, по данным министерства, в период отмены запрета в 2022-2023 гг. «доля казахстанских перевозчиков увеличилась с 31% до 50%».
В ведомстве настаивают, что разрешение на перевозку товара методом «перецепки» или «перегрузки» усиливает конкурентоспособность отечественных компаний, позволяя в том числе средним и малым автотранспортным компаниям участвовать в перевозках.
«Указанный запрет дает возможность монополизировать рынок крупным компаниям, повышая стоимость перевозки с ЕС в РК и обратно в среднем от €7 до €10 тыс., что в итоге повышает конечную стоимость товаров на рынке внутри страны и в целом ограничивает товарооборот», - отмечают в министерстве.
Стоит сказать, что нашим коллегам не всегда удается добиться конструктивных ответов госорганов на журналистские запросы. В этой связи нельзя не отметить открытость министерства транспорта к цивилизованному диалогу.