На сегодняшний день в Казахстане наблюдается значительный приток автотранспортных компаний из России и Беларуси, которые ввиду антироссийских санкций вынуждены искать обходные пути, дабы продолжить работу на европейском направлении.
И хотя это обстоятельство должно было благоприятно повлиять на развитие отечественной транспортно-логистической сферы, на практике ситуация обстоит иначе.
Редакция ФБРК решила разобраться детальнее в этом вопросе.
В апреле 2022 года Европейский союз (ЕС) ввел запрет на деятельность российских автотранспортных компаний на территории Европы, что вынудило их искать обходные маршруты, в том числе в Казахстане.
Как пишет Forbes, до введения антироссийских санкций на европейском направлении работало приблизительно 3100 компаний из РФ, имеющих суммарно около 45 тыс. автопоездов и больше 70 тыс. работников.
Доход российских дальнобойщиков, по расчётам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), составлял €2,5–2,7 млрд (1,3-1,4 трлн тенге) ежегодно, обеспечивая выплаты в российский бюджет в размере 40–45 млрд рублей (200-225 млрд тенге).
Несомненно, российские автоперевозчики потеряли значительную часть своего бизнеса из-за запрета на работу в ЕС.
В свою очередь, страны-партнеры России, в том числе и Казахстан, вне всяких сомнений могли бы получить экономическую выгоду от запрета, так как их компании заняли бы часть рынка международных перевозок между Россией и ЕС.
Однако на деле ситуация выглядит вовсе не так.
Как нам стало известно, сегодня среди иностранных компаний-релокантов, а это чаще всего компании из России и Беларуси, имеется практика создания совместных предприятий (СП) - юридического лица с участием иностранного капитала.
Стоит отметить, что часто такие предприятия могут претендовать на налоговые каникулы или сниженные ставки налога на прибыль, могут иметь доступ к более простым и быстрым процессам регистрации и получения лицензий и даже иметь преимущества в использовании портов, терминалов и логистических центров.
Кроме того, совместные автотранспортные компании часто регистрируют свой транспорт в Казахстане, что позволяет им получать так называемые «белые номера» или, иными словами, вести деятельность, избежав ограничений, которые могут касаться иностранных компаний.
При этом отметим, что согласно правилам госрегистрации и учета отдельных видов транспортных средств, автомобилям, которые принадлежат юридическим лицам с иностранным участием, выдают только «желтые номера».
Добавим также, что согласно Закону «Об автомобильном транспорте», для автомобилей, которые зарегистрированы на территории иностранного государства, но находятся на временном госучете в Казахстане, занятие предпринимательской деятельностью по международной перевозке грузов запрещено.
Неудивительно, что иностранные компании ищут любые способы адаптироваться к местным условиям, правда, эти стремления практически никогда не учитывают интересы казахстанских компаний.
И хотя с введением антироссийских санкций спрос на казахстанских перевозчиков в ЕС вырос, присутствие на рынке иностранных компаний-релокантов и отсутствие как таковой стратегии по реализации транспортно-логистического потенциала страны, создают неравные условия для казахстанского бизнеса.
В этом году мы могли наблюдать, как Россия и Беларусь перекрыли границу для иностранных водителей-международников.
Казахстанские транспортные средства попросту разворачивали пограничные службы Беларуси.
Тогда министр торговли Казахстана Арман Шаккалиев заявил, что ситуация с ограничением движения товара «не соответствует условиям интеграции Евразийского экономического союза».
Правда, белорусская сторона поспешила заверить, что возврат казахстанских большегрузов осуществляет пограничная служба ФСБ России «по причине отсутствия оснований для пропуска на российскую территорию».
Как нам стало известно, иностранных компаний из Казахстана эти препятствия не коснулись, то есть большегруз с казахстанскими номерами, но с водителем-иностранцем пропускали без всяких вопросов.
Более того, такие транспортные средства могли избегать дополнительных проверок, таких как сканирование автопоезда и проведения полного досмотра транзитного груза, что значительно экономило время перевозки.
Неудивительно тогда, что владельцы грузов предпочтут иностранного перевозчика, которого наверняка не развернут на границе и не задержат на пропускном пункте.
Стоит также отметить, что передислокация иностранных компаний в Казахстан привела к дефициту иностранных бланков разрешений (ИБР), система распределения которых и раньше вызывала множество вопросов.
______________
Для справки: Иностранный бланк разрешения (ИБР) предоставляет перевозчику право на проезд по территории иностранного государства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Напомним, ранее редакция ФБРК писала о схемах перепродажи ИБР, для которых создаются целые группы компаний-однодневок.
Не менее интересным аспектом являются правила, регулирующие международные перевозки путем перецепки или перегрузки.
Такой метод подразумевает, что тягач одного государства может доставить груз до границы, где происходит перецепка — другой тягач забирает прицеп и продолжает транспортировку в другое государство.
С 2017 года в Казахстане действовал запрет на ввоз товара в страну путем перецепки/перегрузки. В мае 2023 года этот запрет отменили, что вызвало бурю негодования со стороны отечественных компаний, не выдержавших конкуренции иностранных перевозчиков.
Однако в октябре 2023 года действие запрета возобновили и вскоре вновь приостановили сначала до 1 января 2024 года, а после – до 1 января 2025 года.
Насколько это решение учитывает интересы отечественных перевозчиков, вопрос, конечно, открытый.
К тому же, хорошо известны случаи, когда товары, следовавшие из ЕС в Казахстан, попросту исчезали при транспортировке через Россию. Речь идет, в том числе, о товарах, запрещенных для ввоза в РФ.
В условиях пристального внимания со стороны ЕС, обусловленного антироссийскими санкциями и методами их обхода через Казахстан, вероятно, впору озаботиться как минимум интересами отечественных автотранспортных компаний.
Редакция ФБРК направила официальный запрос в министерство транспорта, дабы получить комментарий о ситуации с вытеснением с рынка международных перевозок отечественных компаний.
Продолжение следует…
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии