Редакция ФБРК продолжает серию материалов, посвященных анализу крупнейших государственных закупок 2024 года в регионах Казахстана.
На этот раз под пристальным вниманием оказалась Актюбинская область, где самые дорогостоящие контракты были заключены в сферах социального жилья, спорта, энергетики и санитарно-эпидемиологического контроля. Рассмотрим детально каждый из них.
СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ: РЕКОРДНЫЕ 6,6 МЛРД ТЕНГЕ
Самой масштабной тратой года стали закупки социального жилья отделом строительства города Актобе общей стоимостью свыше 6,6 млрд тенге. Примечательно, что все контракты были заключены с двумя индивидуальными предпринимателями: Бауыржаном Динтаевым (3,4 млрд тенге) и Нуржаном Ситдыковым (3,2 млрд тенге).
Всего приобретено более 240 квартир по единой цене 285 тысяч тенге за квадратный метр. Самая крупная сделка составила 1,14 млрд тенге за 78 квартир. Особенно настораживают идентичные условия всех договоров: нереально короткие сроки поставки в 16 календарных дней для десятков готовых квартир с чистовой отделкой, жесткие требования к новостройкам не старше двух лет и двухлетняя гарантия.
Концентрация таких объемов закупок у частных лиц, а не строительных компаний, по завышенным ценам, вероятно, требует пристального внимания контролирующих органов. При средней рыночной стоимости жилья в Актобе около 280-290 тысяч тенге за квадратный метр, переплата составляет лишь 1-2%, что может указывать на реальную рыночную стоимость приобретаемого жилья.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОНТРАКТЫ: СВЫШЕ 5 МЛРД ТЕНГЕ
За прошлый год отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Актобе заключил с ТОО «Актобеэнергоснаб» серию контрактов на электроснабжение уличного освещения общей стоимостью свыше 3,1 млрд тенге. Самый масштабный договор первоначально составлял 1,6 млрд тенге, но в течение года был скорректирован четырьмя дополнительными соглашениями до 2,83 млрд тенге – рост на 77%.
Такие значительные изменения указывают на серьезные недостатки планирования энергопотребления. Отдельный контракт на 343 млн тенге предусматривает потребление 7 млн кВтч по тарифу 48,87 тенге за киловатт-час.
Параллельно АО «Aqtobe su-energy group» заключило договор с тем же поставщиком на поставку электроэнергии на сумму свыше 2 млрд тенге. Однако спустя год выясняется тревожная картина: по данным системы госзакупок, платежи по договору полностью отсутствуют, хотя договор имеет статус «частично исполнен».
Неоплаченные поставки электроэнергии создают серьезные риски для энергоснабжающей компании и могут негативно повлиять на энергетическую стабильность региона.
ФУТБОЛЬНЫЕ АМБИЦИИ: 3,55 МЛРД ТЕНГЕ
Управление физической культуры и спорта Актюбинской области в январе 2024 года заключило три крупных контракта с АО «Областной футбольный клуб «Актобе» на общую сумму 3,55 млрд тенге.
Самая крупная сделка составила 3,15 млрд тенге на подготовку основного и молодежного составов команды. Первоначально планировалось потратить 2,8 млрд тенге, но сумму увеличили на 350 млн тенге через дополнительное соглашение. Контракт предусматривает тренировки шесть раз в неделю по шесть часов в день, медосмотры и участие во всех официальных турнирах.
Дополнительно 300 млн тенге выделили на детско-юношеский футбол, охватывающий более 300 юных спортсменов от 6 до 18 лет в Актобе и районных центрах области. Женская команда получила 100 млн тенге на подготовку и участие в республиканских соревнованиях.
Все контракты заключены без конкурса «из одного источника» – власти обосновали это отсутствием других поставщиков аналогичных услуг в регионе.
Стоит отметить, что инвестиции принесли ощутимыерезультаты: основная команда «Актобе» завоевала бронзовые медали чемпионата Казахстана и впервые за годы выиграла Кубок страны, обыграв в финале «Атырау» со счётом 2:1. Женская команда также добилась исторического успеха, заняв второе место в национальном первенстве. Юные футболисты получили ценный опыт, участвуя в международных турнирах.
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: 1,2 МЛРД ТЕНГЕ
Департамент санитарно-эпидемиологического контроля Актюбинской области заключил два масштабных договора с РГП «Национальный центр экспертизы» на общую сумму свыше 1,2 млрд тенге.
Первый контракт стоимостью 755 млн тенге охватывает комплекс санитарно-эпидемиологических услуг: дезинсекцию в природных очагах инфекций, дератизацию территорий с особо опасными заболеваниями, заключительную дезинфекцию в очагах инфекций и широкий спектр лабораторных исследований. Примечательно, что первоначальная сумма договора составляла 1,07 млрд тенге, но была снижена на 316 млн тенге через дополнительное соглашение.
Второй договор на 461 млн тенге предусматривает аналогичные услуги с акцентом на лабораторные исследования, включая микробиологические, вирусологические, токсикологические и радиологические анализы.
Оба контракта заключены методом «из одного источника», что объясняется спецификой деятельности и требованиями лицензирования в сфере санэпидконтроля.
Дополнительное расследование ФБРК показало, что при дезинсекции городских насаждений в 2025 году в Актобе применяют имидаклоприд — системный инсектицид из группы неоникотиноидов.
Этот препарат запрещен в странах Европейского Союза из-за губительного воздействия на насекомых-опылителей. В Казахстане он разрешен, но предназначен преимущественно для сельскохозяйственных культур, что вызывает вопросы о целесообразности его применения в городской среде. При этом отметим, что препараты, используемые в рамках госзакупок 2024 года, могли отличаться от применяемых в 2025 году.
ВЫВОДЫ
Анализ крупнейших госзакупок Актюбинской области выявляет несколько системных проблем в сфере государственных закупок региона.
Наиболее серьезные вопросы вызывает концентрация закупок социального жилья на 6,6 млрд тенге у двух индивидуальных предпринимателей. Идентичные условия договоров, единые цены и нереалистично короткие сроки поставки готового жилья указывают на возможную предварительную договоренность. При этом отсутствие конкуренции среди поставщиков лишает бюджет возможности получить более выгодные условия.
Проблемы планирования особенно ярко проявились в энергетической сфере, где первоначальные суммы договоров корректировались на десятки процентов. Рост контракта на уличное освещение на 77% за год свидетельствует о серьезных просчетах при составлении технических заданий. Еще более тревожная ситуация с неоплаченными поставками электроэнергии на 2 млрд тенге создает риски для энергетической безопасности региона.
Дополнительные вопросы к санэпидслужбам возникают в связи с применением в 2025 году запрещенного в ЕС имидаклоприда при дезинсекции городских насаждений, что может создавать риски для экосистемы и здоровья горожан.
Положительным моментом можно отметить снижение стоимости санитарно-эпидемиологических услуг на 316 млн тенге, что демонстрирует возможность оптимизации расходов при должном контроле.
Также эффективными оказались инвестиции в спорт: закупки услуг для футбольного клуба «Актобе» на 3,55 млрд тенге оправдались достигнутыми результатами – основная команда завоевала бронзу чемпионата и Кубок Казахстана, женская команда заняла историческое второе место.
Напомним, ранее мы писали о крупнейших госзакупках Карагандинской области. Подробно ознакомиться с наиболее дорогостоящими контрактами столицы можно по ссылке.
Редакция продолжит мониторинг ситуации в сфере государственных закупок и в следующих материалах представит анализ других регионов страны.
Продолжение следует...