Департамент экологии и управление санэпидконтроля Астаны продемонстрировали мастер-класс по саботажу государственного контроля. Первые требуют от журналистов предварительно установить личности нарушителей экологии, вторые не могут провести проверку медотходов из-за отсутствия директора компании.
Параллельно чиновники дают противоречивые показания о передаче документов между ведомствами. Редакция ФБРК получила серию взаимоисключающих ответов, которые демонстрируют системную дезорганизацию в сфере государственного контроля столицы.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЕСПРЕДЕЛ У БЕРЕГОВ ИШИМА
История началась в марте 2025 года, когда мы зафиксировали масштабную несанкционированную свалку вблизи берега реки Ишим, рядом с жилым комплексом Sancy. На территории площадью в несколько сотен квадратных метров скопились строительный мусор, бытовые отходы, старая мебель и органические отходы, создающие серьезную санитарно-эпидемиологическую угрозу.
Казалось бы, ситуация очевидная: есть GPS-координаты, есть фотодоказательства, есть конкретная угроза экологии. Остается только одно — провести проверку и принять меры. Но не тут-то было.
«УКАЖИТЕ КОНКРЕТНОГО СУБЪЕКТА»
Департамент экологии города Астаны продемонстрировал поистине креативный подход к толкованию законодательства. В своем ответе чиновники заявили: «На основании представленной информации установить наличие конкретного субъекта (природопользователя) и конкретного объекта, в отношении которых департамент может провести внеплановую проверку, не представляется возможным».
Проще говоря, экологи требуют от журналистов самостоятельно провести расследование, установить личность нарушителя, а затем принести им готовые результаты на блюдечке с голубой каемочкой. И только тогда, возможно, они соизволят инициировать проверку.
Подобная логика вызывает закономерный вопрос: а чем, собственно, занимается департамент экологии? Если их функция сводится к простой регистрации уже готовых выводов частных расследований, то зачем тогда нужен этот орган вообще?
НЕПРАВОМЕРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНА
Позиция департамента не только абсурдна, но и противоречит действующему законодательству. Наша редакция справедливо указывала в своих возражениях, что чиновники неправомерно подменяют понятия «субъект контроля» (лицо, подлежащее проверке) и «объект контроля» (территория, на которой выявлено нарушение).
Согласно Предпринимательскому кодексу РК, основанием для внеплановой проверки являются обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств. И то, и другое имеется в полном объеме.
Более того, установление личности нарушителя является результатом проверки, а не ее обязательной предпосылкой. Объект контроля четко определен GPS-координатами и подробным описанием местности с фотодоказательствами.
МЕДОТХОДЫ В САМОДЕЛЬНОЙ ПЕЧИ
Параллельно разворачивается не менее показательная история с нарушениями санитарных норм. ФБРК совместно с Объединением юридических лиц «Европейско-Азиатская Ассоциация «Green Economy» выявили факты предположительно незаконного сжигания медицинских отходов на окраине Астаны в районе Сарыарка. Видеоматериалы с дрона запечатлели процесс уничтожения опасных отходов в самодельной печи внутри морского контейнера, сопровождающийся выбросом плотного черного дыма и характерным химическим запахом.
Как выяснила редакция ФБРК, земельный участок принадлежит ТОО «Акырыс2037», а к процессу утилизации может быть причастна ТОО «КазМедПроф». С видео- и фотодоказательствами мы обратились в управление санитарно-эпидемиологического контроля Сарыаркинского района.
НАЧАЛЬНИКА НЕТ — ПРОВЕРКИ НЕТ
И здесь проявилась та же системная проблема, что и в департаменте экологии. Управление санэпидконтроля зарегистрировало внеплановую проверку в отношении ТОО «КазМедПроф», но провести ее не смогло.
Причина поразительна по своей абсурдности: «Директор ТОО «КазМедПроф» отсутствует в городе и находится за его пределами, при этом доверенное лицо с правом подписи не оставлено. В связи с этим не представилась возможность ознакомить руководителя с актом о назначении проверки».
Получается фантастическая ситуация: контролеры могут проводить проверки только в том случае, если потенциальные нарушители любезно согласятся их принять. Нет начальника на месте — нет проверки. Видимо, все предприниматели-нарушители должны теперь заранее записываться на прием к инспекторам.
На основании этого «веского» аргумента проверка была снята с контроля. Медицинские отходы продолжают сжигаться в кустарной печи, а чиновники разводят руками — директора же нет!
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЧЕХАРДА С ДОКУМЕНТАМИ
Параллельно разворачивается классическая бюрократическая неразбериха с еще одной свалкой в районе Сарыарка. Управление охраны окружающей среды сначала официально сообщило: «Предоставленный вами материал был направлен в адрес РГУ «Департамент экологии города Астаны» для рассмотрения возможности открытия внеплановой проверки».
Однако департамент экологии категорично опроверг эту информацию: «Материалы по фактам размещения несанкционированной свалки от государственного учреждения «Управление охраны окружающей среды и природопользования города Астаны» в адрес департамента не поступали».
Получается классическая ситуация: либо управление лжет о направлении документов, либо департамент теряет важные материалы. В любом случае, профессионализм государственных служащих вызывает серьезные сомнения
УДОБНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ЗАДНИМ ЧИСЛОМ
Наиболее циничной выглядит позиция управления, которое позже изменило свою версию. В новом ответе чиновники заявили, что свалка была «оперативно ликвидирована», поэтому «необходимость в направлении материалов в адрес департамента отпала». Удивительно удобное объяснение для прикрытия собственной некомпетентности или откровенной лжи.
Возникает закономерный вопрос: если проблема действительно была решена, то почему об этом не сообщили сразу? Зачем было устраивать спектакль с «направлением материалов»? И кто понесет ответственность за предоставление ложной информации?
ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД ВМЕСТО РЕЗУЛЬТАТА
Снятие проверки с контроля только потому, что директор отсутствует в городе и не оставил доверенное лицо, создает опасный прецедент. Получается, что любой субъект предпринимательской деятельности может избежать государственного контроля простым отсутствием.
Управление не использовало другие законные возможности: направление акта по почте с уведомлением, публичное уведомление при уклонении от получения документов, инициирование мер по обеспечению явки руководителя через соответствующие инстанции.
Вместо этого чиновники предпочли простой путь — снять проверку с контроля и забыть о проблеме.
СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
История с астанинскими нарушениями — это не изолированные случаи, а симптом системной проблемы в работе контрольных органов столицы. Чиновники превратили борьбу с нарушениями в бюрократическую волокиту, где каждое ведомство пытается переложить ответственность на соседей или найти формальные поводы для бездействия.
Департамент экологии фактически саботирует выполнение своих прямых обязанностей, прикрываясь требованиями, которые не предусмотрены законодательством. Управление санэпидконтроля демонстрирует поразительную беспомощность перед отсутствием директора компании. Управление охраны окружающей среды демонстрирует поразительную легкость в предоставлении противоречивой информации.
В результате экологические и санитарные нарушения остаются без внимания, а граждане получают отписки вместо реальных действий по защите их здоровья и окружающей среды.
ПРОКУРАТУРА ДОЛЖНА ВМЕШАТЬСЯ
Данная ситуация заслуживает внимания прокурора города Астаны Ерлана Утегенова. В компетенции прокуратуры — надзор за исполнением законов государственными органами. В данном случае возникают серьезные вопросы к работе ведомств: одно предоставляет противоречивую информацию о направлении документов, другие отказываются от проведения проверок, ссылаясь на формальные основания.
Согласно статье 274 Уголовного кодекса РК, предоставление заведомо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Кто-то из чиновников управления охраны окружающей среды или департамента экологии откровенно лжет журналистам. Это требует прокурорского расследования.
Кроме того, фактический отказ от исполнения должностных обязанностей может квалифицироваться как халатность. Экологические и санитарные нарушения продолжаются месяцами, а чиновники устраивают бумажную волокиту вместо реальной работы.
ВЫВОД
Ситуация в контрольных органах Астаны требует немедленного вмешательства прокуратуры. Граждане имеют право на качественную работу государственных служащих, а не на бюрократические игры и взаимные обвинения между ведомствами.
Пора прекратить требовать от журналистов и активистов выполнения функций государственных контролеров. Проверка нарушений — это прямая обязанность соответствующих органов, а не привилегия, которую нужно заслужить безупречным досье на нарушителя или присутствием директора в офисе.
До тех пор, пока чиновники будут саботировать свою работу под предлогом «неполной информации» или «отсутствия руководителя», ситуация с нарушениями в столице будет только ухудшаться. А граждане будут вынуждены мириться с тем, что их город превращается в зону экологического и санитарного неблагополучия.