Беглые казахстанские чиновники Мухтар Аблязов и Виктор Храпунов используют лазейки в американском законодательстве об авторском праве, чтобы убрать из результатов поиска Google неудобные для них материалы. Для реализации этих целей они наняли подрядчика, который ранее работал с окружением Нурсултана Назарбаева и помогал скрывать компрометирующую информацию о семье бывшего президента.
Как сообщает Telegram-канал «Выход к морю», анализ архива Lumen (платформы, фиксирующей запросы на удаление контента по причинам, связанным с авторским правом и правами на конфиденциальность) позволяет проследить, как в последние годы велись кампании по зачистке поисковой выдачи.
Ранее журналисты уже писали, как семья Нурсултана Назарбаева с помощью лазеек в законе DMCA и фейковых сайтов добивается удаления из Google критических материалов, включая расследования зарубежных СМИ и сайта минюста США. На эти кампании по зачистке репутации за рубежом тратятся сотни тысяч долларов, особенно активна в этом младшая дочь Алия Назарбаева.
В базе данных Lumen зафиксировано почти 300 обращений, связанных с публикациями, где Аблязов и Храпунов упоминаются в контексте уголовных дел, отмывания денег и финансовых махинаций. Большая часть этих материалов размещалась в русскоязычных и англоязычных СМИ. Стратегия удаления проста: создаются сайты-однодневки, на которых с запозданием публикуются копии реальных журналистских материалов. После этого подается жалоба в Google — якобы оригинальная статья нарушает авторские права «первоисточника», размещённого на фиктивном сайте. В ряде случаев такие жалобы приводят к тому, что подлинные статьи теряют позиции в поисковой выдаче или вовсе исчезают из неё.
Одним из наиболее активных пользователей, фигурирующих в архиве Lumen, является некий «Нона Бойдало». От его имени подано свыше трёх тысяч запросов на удаление контента, основная масса которых касается семьи Назарбаева. Та же схема использовалась и против публикаций о Храпунове и Аблязове. Например, «Нона Бойдало» направляла жалобы на статью в Financial Times, в которой говорилось о возможной связи Виктора Храпунова с отмыванием денег и фигурировании в делах Дональда Трампа. Путём подачи ложной жалобы автор контента добился удаления статьи с первых страниц поиска.
Интересно, что компании, оказывающие подобные услуги, работают не только с казахстанскими фигурантами. Отмечается, что они также сотрудничают с представителями российской элиты. В частности, среди их клиентов упоминаются пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, глава Росгвардии Виктор Золотов и спикер Госдумы Вячеслав Володин. На борьбу с негативными упоминаниями эти фигуры тратят сотни миллионов рублей.
Сотрудничество Аблязова с подрядчиками, связанными с российскими государственными структурами, вызывает недоумение, особенно на фоне его публичной поддержки Украины. Однако в вопросах личной репутации, похоже, геополитические ориентиры отходят на второй план. Инструменты, задействованные в этих кампаниях, хотя и примитивны по сути, продолжают демонстрировать эффективность.