В Кызылорде многодетная семья из восьми детей оказалась в тяжёлой ситуации. Вместо безопасного жилья акимат предложил им временно заселиться в трёхкомнатную квартиру в аварийном доме в посёлке Тасбогет. От этого варианта семья отказалась, посчитав его опасным для жизни.

По данным Tengrinews.kz, 32-летняя Айсулу Танатканова вместе с супругом воспитывает восьмерых детей. Старшему из них 11 лет, младшему – полтора года. Семья официально обратилась к акиму области с просьбой о помощи, но в ответ получила предложение переехать в аварийное здание.
«Дом может быть снесён в любой момент. Стены покрыты плесенью и грибком, высокая влажность, вода не течет, жить там небезопасно. Более того, сказали, что находиться там можно только 1–2 месяца, и ремонт мы должны сделать за свой счёт», – рассказывает Айсулу.
Сейчас Танаткановы вынуждены жить в однокомнатной времянке у знакомых. По словам Айсулу, туалет находится на улице, мебели почти нет, а все детские вещи семья хранит в рюкзаках, чтобы экономить место.
«Есть стол, за которым мы собираемся и где дети учат уроки, есть холодильник. Еще одна проблема: времянка, в которой мы живем, находится за городской чертой и до ближайшей школы очень далеко. Возить детей сложно, к тому же на это тоже нужны деньги. А впереди – зима», – отмечает она.
Семья живёт в основном на пособия — 125 тыс. тенге и 30 тыс. тенге надбавки за подвеску многодетной матери «Алтын алқа». Этих средств едва хватает, так как значительная часть уходит на погашение кредитов. Муж перебивается случайными подработками.
По словам Айсулу, они с детьми ждут жильё с 2019 года. За шесть лет очередь продвинулась медленно — сейчас семья лишь на 620-м месте.
В городском отделе жилищной инспекции пояснили, что меры господдержки предоставляются только тем, кто состоит на учёте как нуждающийся в жилье в единой республиканской базе и базе «Центр обеспечения жильём» («Отбасы банк»).
Ведомство сослалось на статью 69 закона «О жилищных отношениях», заявив, что граждане признаются нуждающимися в жилье, если оно отсутствует у них в течение последних пяти лет либо если единственное жильё признано аварийным.
Однако текст статьи 69 не содержит упоминания о пятилетнем сроке. Закон указывает другие критерии, в частности: «жилище, в котором они проживают, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям». Времянка с туалетом на улице формально подпадает под этот критерий.
В «Отбасы банк» сообщили, что первоочередное право при распределении арендного и кредитного жилья имеют ветераны, дети-сироты, многодетные семьи, лица с инвалидностью и вдовы. Отмечается, что не менее 70% жилья должно предоставляться именно этим категориям.
«Если Айсулу Танатканова стоит в очереди на жилье и доход ее семьи соответствует требованиям для получения той или иной меры господдержки, то она может претендовать на помощь в решении жилищного вопроса. Также Айсулу Танатканова может воспользоваться системой жилищных строительных сбережений», - ответили в филиале «Отбасы банка».
На сегодняшний день в Кызылорде в очереди на жильё зарегистрировано свыше 5500 многодетных семей.
К слову, Айсулу с помощью знакомых смогла найти новое арендное жильё за 80 тыс. тенге в месяц плюс коммунальные услуги. Однако и этот вариант остаётся временным решением.