Управляющий директор по экономике и финансам АО «Самрук-Казына» Айдар Рыскулов заявил, что компания не считает критичным долг «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) 2,9 трлн тенге, как об этом заявили в Высшей аудиторской палате (ВАП).
По данным Ulysmedia.kz, Рыскулов рассказал, что основной долг КТЖ, который отмечала ВАП, привлекался для обновления парка локомотивов и пассажирских вагонов.
«В целом финансовая устойчивость компании не говорит о том, что она находится в каком-то критическом состоянии. КТЖ обслуживает свои долги, постоянные выплаты производит. Это подтверждают рейтинги агентства», – сказал Айдар Рыскулов.
Он отметил, что на данный момент в компании наблюдается положительная динамика финансового рейтинга по коэффициенту EBDA (прибыль компании до вычета процентов, налогов и т.д.)
«Сейчас стоят большие вызовы перед КТЖ, большая инвестиционная программа. Она предполагает порядка 3-4 трлн тенге в ближайшие пять лет по привлечению для инфраструктурных проектов. Но основная проблема – субсидирование перевозок. В основном 73% всех грузов перевозится ниже себестоимости. За прошлый год КТЖ недополучил 330 млрд тенге. КТЖ недофинансирует из-за этого инфраструктуру», – рассказал он.
Напомним, ранее глава ВАП Алихан Смаилов заявил, что компания КТЖ не способна выполнять обязательства и находиться в «красной» зоне кредитного риска. Он отметил, что на начало 2024 года долг компании составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. Также по его словам, 45% или 1,3 трлн тенге из общего долга направили на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств.
Позднее министр транспорта Марат Карабаев прокомментировал информацию о крупных долгах КТЖ. Он рассказал, что с 2020 года нацкомпания является прибыльной. И признал, что прежде был убыточный период, а долг в размере 2,9 трлн тенге образовался за счет того, что государство не выделяло деньги.