Почему Казахстан отказывается от международной системы мониторинга лекарств

Автор: Вера Александрова, 25 января, 2024
маркировка лекарств

МЦРИАП РК поведало редакции ФБРК о том, кто разрабатывал информационную систему маркировки товаров, которую АО «Казахтелеком» представило в 2020 году. Ранее мы писали, что Заместителю Премьер-министра РК поступило предложение о внедрении программы мониторинга лекарственных препаратов от компании Medical Value Chain (MVC).

Данная платформа уже принята 32 странами и может быть предоставлена Казахстану на безвозмездной основе по модели, работающей в Королевстве Бахрейн и ЕС.

Однако никаких мер по внедрению этой системы предпринято не было. В то же время, стало известно, что АО «Казахтелеком» была разработана собственная информационная система маркировки товаров.

Редакция ФБРК направила официальный запрос в МЦРИАП РК с целью выяснить, продолжается ли реализация данной системы.

В ответном письме указано, что АО «Казахтелеком» является Единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров в результате проведенного конкурса, где ответственность за принятие такого решения легла на «межведомственную конкурсную комиссию в составе из числа руководителей и заместителей первых руководителей центральных государственных органов (МТИ, МФ, МИИР, МНЭ, МЮ, МЗ, МСХ, МЦРИАП) и НПП «Атамекен».

«В трехэтапном конкурсе приняли участие несколько компаний, в том числе РГП на ПХВ «Банкнотная фабрика Национального Банка РК», АО «Транстелеком», АО «Логиком» и АО «Казахтелеком», - сообщили в ведомстве.

Отмечается, что издержки на разработку и эксплуатацию предложенной системы несет непосредственно Единый оператор, т. е. АО «Казахтелеком». Приложение «Naqty Onim», также разработанное АО «Казахтелеком», представляет собой некий инструмент для проверки кода маркировки. Другое приложение АО «Казахтелеком», «Naqty Sauda», является альтернативой для кассы со сканером. Бесплатные мобильные приложения доступны на всех платформах.

К сожалению, информации о расходах АО «Казахтелеком» на систему маркировки и приложений нам не предоставили, а по стоимости за транзакцию по товару для конечного потребителя порекомендовали обратиться в Министерство торговли и интеграции РК.

Однако, мы все же намерены выяснить, сколько денег потратило АО «Казахтелеком». Кроме того, редакция ФБРК направила официальный запрос в Минторговли РК с просьбой сообщить, какую стоимость планируют установить для конечного потребителя.