Что скрывает Қазақстан темір жолы за завесой конфиденциальности?

Автор: Вера Александрова, 1 октября, 2024
документ

Не так давно редакция ФБРК выпустила серию материалов о размерах вознаграждений топ-менеджеров нацкомпаний, входящих в инвестиционный холдинг АО «ФНБ «Самрук-Казына». 

В частности, один из материалов мы посвятили главной транспортно-логистической компании страны – АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (ҚТЖ)

Стоит отметить, однако, что в отношении суммы премирования и количества людей, входящих в состав исполнительного органа, в СМИ распространяется разная информация. 

В июле этого года редакция Protenge писала, что топ-менеджеры нацкомпании суммарно получили около 789,6 млн тенге. Правда, о каком именно периоде шла речь не уточняется. 

В январе 2024 года появились сведения, что по состоянию на 30 сентября 2023 года исполнительный орган нацкомпании состоял из 15 человек, которые за девять месяцев получили суммарное вознаграждение в размере 711 млн тенге

При этом согласно данным депозитария финансовой отчетности министерства финансов РК, в 2021 году 11 членов правления АО «ҚТЖ» суммарно получили свыше 631 млн тенге

В 2022 году 10 топ-менеджеров премировали на общую сумму больше 434 млн тенге

В 2023 году исполнительный орган в составе 8 человек получил около 687 млн тенге

Наша редакция решила обратиться к АО «ҚТЖ» напрямую, дабы выяснить, какая информация все же соответствует истине. 

На наш запрос о суммарном размере вознаграждения исполнительного органа нацкомпании в 2020-2023 годы, в АО «ҚТЖ» ответили, что «сведения об оплате труда относятся к перечню сведений, составляющих конфиденциальную информацию»



При этом соответствующие онлайн-отчеты находятся в открытом доступе на официальном сайте Депозитария финансовой отчетности (ДФО), а поэтому никак не могут относиться к коммерческой тайне. 

По этой причине мы вновь обратились в АО «ҚТЖ», но и на этот раз никакого вразумительного ответа не получили. 

Зато еще раз узнали, что необходимую нам информацию можно найти на сайте ДФО. 



Вероятно, в АО «ҚТЖ» просто не вполне разобрались с запросом, а на конфиденциальность открытых данных ссылались по недоразумению. 

И все же один аспект не дает покоя. Система премирования в АО «ҚТЖ» и так формируется весьма условно, «с учетом уровня ответственности курируемых вопросов на стратегическом и управленческом уровнях в соответствии с миссией, целями, долгосрочными приоритетами развития АО «НК «ҚТЖ» и ожиданиями Единственного акционера»

А теперь прибавим разнящиеся в зависимости от источника информации суммы и, судя по полученным нами ответам, нежелание внести ясность в искомый вопрос. 

Приходим к тому же выводу, который повторяют из года в год: о том, что система премирования топ-менеджеров нацкомпаний впечатляет не только денежными суммами, но и степенью своей непрозрачности и несовершенности

В отношении ответов, полученных нами от АО «ҚТЖ», хочется лишь в очередной раз напомнить, что Закон «О СМИ» в Казахстане должен обеспечивать право журналистов получать информацию, затрагивающую общественный интерес, сохраняя при этом некоторые ограничения, а именно государственную и коммерческую тайны, к которым данный случай определенно не имеет отношения. 

Напомним, в июне стало известно, что АО «НК «Қазақстан темір жолы» незаконно сдавало в аренду железнодорожные пути, заработав на этом 4 млрд тенге.

Кроме того, в марте редакция ФБРК рассказывала о полюбившейся АО «КТЖ» практике выдавать иностранные вагоны за отечественные. Об этом можно прочитать по ссылке.