Редакция ФБРК продолжает рассказ о суммарных размерах вознаграждений членов исполнительных органов нацкомпаний Казахстана.
Ранее мы писали о размерах премирования членов правления АО «НК «КазМунайГаз», АО «НАК «Казатомпром», АО «НК «QazaqGaz», АО «Казахтелеком», АО «KEGOC», АО «Самрук-Энерго» и АО «Казпочта», входящих в казахстанский инвестиционный холдинг АО «ФНБ «Самрук-Казына».
Сегодня речь пойдет об АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (ҚТЖ) - главной транспортно-логистической компании страны.
В первом полугодии 2024 года прибыль нацкомпании составила около 78 млрд тенге. Для сравнения, в первом полугодии 2023 года прибыль насчитывала больше 108 млрд тенге.
В 2020 году исполнительный орган АО «ҚТЖ» в составе 8 человек суммарно получил около 391 млн тенге. Тогда правление возглавлял Сауат Мынбаев.
В 2013-2018 годы он занимал пост председателя правления АО «НК «КазМунайГаз».
В 2017 году журналисты OCCRP выяснили, что г-н Мынбаев и группа влиятельных банкиров основали компанию Meridian Capital Limited, которая заработала активы на миллиарды долларов «благодаря бурно развивающейся нефтяной отрасли Казахстана».
Компания выросла во время работы г-на Мынбаева в «КазМунайГазе». К слову, свою причастность к прибыльной компании Сауат Мынбаев подтвердил не сразу.
В конце концов, владение долей в нефтяной компании и единовременное ведение дел в нацкомпании представляют собой явный конфликт интересов.
АО «ҚТЖ» Сауат Мынбаев возглавил в 2018 году, а покинул пост председателя в 2021 году ввиду полученной травмы.
С 2021 года нацкомпанию возглавляет Нурлан Сауранбаев.
В 2017-2018 годы он занимал должность акима г. Шымкента, после чего заведовал отделом госконтроля и организационно-территориальной работы администрации президента.
В 2021 году 11 членов правления АО «ҚТЖ» суммарно получили свыше 631 млн тенге.
В 2022 году 10 топ-менеджеров нацкомпании премировали на общую сумму больше 434 млн тенге.
В 2023 году исполнительный орган в составе 8 человек получил около 687 млн тенге.
Напомним, ранее глава Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан Смаилов заявил, что нацкомпания находится в «красной» зоне кредитного риска. Он отметил, что на начало 2024 года долг компании составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти.
По его словам, 45%, или 1,3 трлн тенге, из общего долга направили на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств.
Позднее министр транспорта Марат Карабаев прокомментировал информацию о крупных долгах АО «ҚТЖ». Он рассказал, что с 2020 года нацкомпания является прибыльной. И признал, что прежде был убыточный период, а долг в размере 2,9 трлн тенге образовался за счет того, что государство не выделяло деньги.
В то же время управляющий директор по экономике и финансам АО «ФНБ «Самрук-Казына» Айдар Рыскулов заявил, что компания не считает критичным вышеуказанный долг «ҚТЖ», как об этом заявили в ВАП.
Продолжение следует…
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии