За ширмой модернизации: куда утекают миллионы «Казводхоза»?

денежные купюры

В распоряжении редакции ФБРК оказались документы, свидетельствующие о масштабных финансовых нарушениях в акмолинском филиале РГП «Казводхоз». Речь идёт о предприятии, которое ежегодно получает миллиарды из бюджета на обеспечение регионов питьевой водой. Но, судя по всему, эти средства утекают совсем в другом направлении. 

Начало этой истории вполне обыденное – инвентаризация в поселке Коргантас в начале февраля 2022 года. Комиссия выявила отсутствие 229 литров бензина АИ-92 и 3127 литров дизельного топлива. Общий ущерб – 660 208 тенге. Акт подписан, материальный ущерб зафиксирован. Казалось бы, рядовой случай недостачи.

Но вот, что особенно интересно. Факт недостачи, судя по всему, обнаружили еще в конце января 2022 года во время проверки внутренней комиссии. Несколько дней до этого начальник участка – г-н Утыро составил объяснительную записку, признавая свою вину в краже не только горюче-смазочных материалов (ГСМ), но и дизельной электростанции (автономного генератора стоимостью несколько миллионов тенге) и трала (специального прицепа для транспортировки тяжелой техники). В объяснительной г-н Утыро прямо указывает, что действовал по указанию начальника производственного участка в Кокшетау г-на Балтабекова

Примечательный факт: как сообщают наши источники, после увольнения, последовавшего за признанием в краже, оба сотрудника вновь были приняты на работу новым директором филиала Ерболом Аскербеком. Как оказалось, сегодня г-н Балтабеков продолжает руководить участком в Кокшетау, а г-н Утыро вновь работает на головных сооружениях в его подчинении. По информации наших источников, руководство даже получает благодарность от уже известных нам сотрудников. 

Уже неясно, что абсурднее — масштаб потенциального воровства в «Казводхозе» или то, как буднично приходится это воспринимать.

Вспомним хотя бы, как выглядела ситуация с реконструкцией частей «Нуринского группового водопровода» в Егиндыкольском и Коргалжынском районах. Простая математика. В 2020-2021 годах на ремонт 16 км водопровода выделили 503,2 млн тенге. В заключении о качестве работ от 10 декабря 2021 года указана сумма больше 579 млн тенге, тогда как в протоколе совещания комитета по водным ресурсам фигурировала цифра в 488 млн тенге с учетом скидки.

Тогда технический совет принял решение об удлинении ремонтируемого участка на оставшиеся 178 млн тенге. Правда, наши источники утверждают, что фактически это удлинение так и не было реализовано. При этом новая линия труб была проложена параллельно старой, но необходимые работы по обеспечению их совместной эксплуатации не проводились. Получается, потрачены сотни миллионов (интересно, куда?), а проблема водоснабжения решена не была. 

Напомним, что РГП «Казводхоз» и РГП «Нуринский групповой водопровод» связаны процессом слияния, проведённого в 2024 году для оптимизации управления водными ресурсами. Это решение было вызвано финансовыми нарушениями, изношенностью инфраструктуры и неэффективным управлением обеих организаций. 

РГП «Нуринский групповой водопровод» и его бывший руководитель Гамзат Сагандыков также не раз оказывались в центре сомнительных сделок. Например, аудит начала 2024 года выявил, что Сагандыков принял незавершенный строительный объект, нанеся государству ущерб более 40,5 млн тенге. История началась в 2022 году с заключения договора с ТОО «Евро-Құрылыс» на ремонт общежития для вахтовых рабочих и кровли насосной станции на сумму больше 38 млн тенге. За несколько недель до истечения срока договора его сумма была увеличена почти в полтора разадо 60 млн тенге. Проверка в январе 2024 года показала, что были приняты и оплачены фактически невыполненные работы по электроснабжению, отоплению, водопроводу и канализации. 

К слову, по информации нашей редакции, сегодня, несколько лет спустя, общежитие все еще стоит без ремонта, а о текущем статусе Сагандыкова практически ничего не известно.

Ситуация выглядит еще более абсурдной на фоне системных проблем в филиалах «Казводхоза» по всей стране. По данным департамента внутреннего аудита министерства, проверки в 2024 году привели к привлечению больше 30 лиц к административной ответственности. Аудит в Жамбылской области выявил около 10 фактов незаконного использования водных ресурсов. В октябре прошлого года были также обнаружены нарушения на 20 млн тенге, связанные с незаконным использованием воды и госзакупками.

Однако несмотря на череду коррупционных скандалов, министерство водных ресурсов продолжает вливать в отрасль огромные средства. Проводится масштабная работа по замене 19 насосных агрегатов и электрооборудования на Канале им. К. Сатпаева, заключены контракты на поставку 17 трансформаторов, приобретено 9 единиц комплектующего оборудования. Для улучшения материально-технической базы филиалов «Казводхоза» началась закупка 757 единиц спецтехники и транспорта, 150 из которых уже переданы филиалам, а в рамках инвестиционной программы дополнительно приобретены еще 23 единицы.

А совсем недавно, в начале мая 2025 года, Исламский банк развития (ИБР) одобрил предоставление Казахстану займа и гранта на реализацию масштабной программы по развитию водной инфраструктуры. В рамках первого этапа с 2025 по 2027 годы Казахстан получит $1,153 млрд, из которых $1,1 млрд направят на строительные работы и цифровизацию, $50 млн — на проектно-сметную документацию, а $3,5 млн — в виде гранта на развитие институционального потенциала. Стоит ли уточнять, кто именно станет главным исполнителем или, по меньшей мере, активным участником этих проектов?

И речь идет вовсе не о том, что эти средства водной отрасли не нужны, наоборот, они критически необходимы. Правда, оседают эти средства, судя по всему, совсем не там, где нужно

Еще в апреле прошлого года Президент отмечал необходимость реорганизации всей системы управления водным хозяйством, включая «Нуринский групповой водопровод». И, судя по выявленным фактам, такая реорганизация действительно назрела, ведь пока коррупционные схемы множатся в геометрической прогрессии.