Рынок поставок противосаранчовых препаратов в Казахстане оказался несколько более консолидированным, чем кажется из официальных документов о госзакупках. Сотни миллионов тенге распределяются между знакомыми компаниями, руководители которых будто переходят из одной фирмы в другую, словно участники затянувшегося корпоративного хоровода. А главное — все эти разные поставщики имеют деловые связи с одной и той же компанией-посредником.
Официально все выглядит безупречно: три разных поставщика, три отдельных договора, заключенных в августе 2024 года на общую сумму более 440 млн тенге. В прошлом году ТОО «Satti Tulik» получило 223,8 млн тенге за 8750 литров тиаметрина, ТОО «Агро-Сектор» — 85 млн тенге за 12500 литров «Цепеллин Эдванс», а ТОО «Щелково Агрохим-KZ» — 132,3 млн тенге за 6439 литров «Эсперо». К слову, все эти договоры заключены прямым способом.
Но стоит копнуть глубже — и картина становится гораздо интереснее. Оказывается, два из трех поставщиков имеют прямые связи с одной и той же компанией — ТОО «Пестициды», которая, не сложно догадаться по названию, занимается торговлей пестицидами. Руководители в теории конкурирующих фирм будто бы переходят из одной структуры в другую, создавая некую иллюзию конкуренции.
Например, Торегельды Калмуратов, бывший руководитель ТОО «Satti Tulik», одновременно числился среди учредителей ТОО «Пестициды». Его коллега по ТОО «Пестициды» Ракымжан Жамал тоже числился среди руководства «Satti Tulik». А руководитель ТОО «Агро-Сектор» Сакен Оспанов, который, кстати, имеет долгов на 145,7 млн тенге и арест на банковские счета, также входил в руководство компании «Пестициды». Получается, что формально независимые поставщики на деле представляют одну бизнес-группу.
Особенно интересно выглядит ситуация с ТОО «Satti Tulik» - наиболее часто встречающейся компанией-поставщиком инсектицидов для комитета госинспекции в агропромышленном комплексе минсельхоза. Согласно данным сервиса kompra.kz, компания сменила профиль деятельности только в марте 2025 года. До этого она 16 лет занималась смешанным сельским хозяйством и ветеринарией, а тут вдруг переключилась на борьбу с вредителями.
Не менее интересна и география политических связей. Нынешний руководитель ТОО «Satti Tulik» Кайрат Ермен в 2021 году баллотировался в депутаты маслихата от партии «Ауыл». А среди поставщиков всплывают имена с серьезным бэкграундом. Скажем, Ырысбек Исаев из ТОО «Астана-Нан» - еще одной компании, с которой у комитета был договор на поставку инсектицидов в 2024 году, некогда числился сотрудником МВД, занимавшим должность начальника представительства в Байконуре. Учредитель той же компании Иван Сауэр — гендиректор крупной агрофирмы «Родина», о которой редакция ФБРК уже писала в серии материалов о латифундистах Казахстана.
Но вернемся к ТОО «Пестициды» — центральному узлу всей этой истории. Сегодня компанией руководит Бауржан Аккозов, а учредителем числится, судя по всему, его сестра Гаухар Аккозова. Среди бывших учредителей — Бейше Намашамов, который параллельно руководит аналогичной кыргызской компанией ООО PESTICIDI KG. Тот же Намашамов фигурирует и среди учредителей ТОО «Агр-Хим-Лидер» — еще одной компании, с которой сотрудничают поставщики по государственным контрактам.
В итоге складывается интересная картина: формально разные компании управляются пересекающимися группами людей. При этом реальные объемы поставок впечатляют: только за 2024 год через эти взаимосвязанные структуры прошло больше полумиллиарда тенге.
Дополнительный контекст добавляет история с ТОО «Астана-Нан», где в 2023 году бывший руководитель был осужден за хищение более 800 млн тенге. Судебный процесс сопровождался обвинениями в процессуальных нарушениях и сомнительных корректировках в программе 1С (система учета и документооборота компании).
Особенно настораживают потенциальные проблемы с фактическим контролем (или отсутствием его?) за качеством поставляемых препаратов. Согласно техническим условиям госзакупок инсектицидов, поставщики должны предоставить регистрационные удостоверения и гарантировать срок хранения не менее двух лет. Но кто проверяет концентрацию действующих веществ? Кто контролирует, что именно попадает в поле после многоступенчатой цепочки посредников? Этими вопросами наша редакция задалась в предыдущем материале о возможных пересечениях между госзакупками инсектицидов и незаконным оборотом наркотических средств. Подробнее об этом можно прочитать на сайте ФБРК.
Система, судя по всему, выстроена таким образом, что государство получает только финальный акт выполненных работ, а вся цепочка поставок остается в тени. GPS-мониторинг не обязателен, баланс препаратов не ведется, концентрация не проверяется. В таких условиях любые махинации с разбавлением или перепродажей становятся практически неотслеживаемыми.
Возникает резонный вопрос: зачем создавать такую сложную систему взаимосвязанных компаний, если можно честно конкурировать на рынке? Ответ может лежать в экономической целесообразности монополизации государственных заказов. Когда одна группа контролирует несколько формально независимых поставщиков, она может диктовать цены и минимизировать риски реальной конкуренции. Но парадокс в том, что при всей сложности этой схемы активность саранчи на полях Казахстана остается предметом обсуждения.