Включить-выключить за миллиарды: как в Астане обслуживают светофоры

светофоры

Контракт на 11 млрд тенге по обслуживанию дорожной инфраструктуры Астаны продлили на год без конкурса, перераспределив неосвоенные 4,3 млрд тенге вместо их возврата в бюджет. В договоре прописаны услуги по включению и выключению обогрева в шкафах видеокамер, а установка дорожных знаков происходит без тендеров. Редакция ФБРК решила разобраться, как работает система госзакупок в сфере транспортной безопасности столицы.

В августе 2023 года управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Астаны заключило государственный договор с ТОО «СМЭУ Астана» на весьма солидную сумму — больше 11 млрд тенге. Кстати, дилерские права на поставку значительной части дорожного оборудования в регионе принадлежат именно этой компании, о деятельности которой наша редакция уже неоднократно писала

Официально речь в договоре шла о текущем ремонте и техническом обслуживании оборудования дорожной безопасности, включая интеллектуальную транспортную систему.

Изначально планировалось освоить 350 млн тенге в 2023 году, затем почти 6,6 млрд в 2024 и чуть более 4 млрд в 2025 году. Договор должен был завершиться в конце 2025 года, но за время его действия документ менялся целых семь раз. Корректировались годовые суммы, но общая стоимость контракта оставалась прежней — до седьмого изменения. 

В последнем дополнительном договоре вместо логичного завершения контракта и возврата неосвоенных средств в бюджет срок действия договора продлили на 2026 год, а 4,3 млрд тенге, неиспользованные в изначально установленный срок, просто перераспределили на дополнительный период.

Такой щедрый жест вызывает закономерные вопросы. Если почти 40% от общей суммы контракта оказались невостребованными, то как вообще планировался бюджет? И кто принял решение о продлении договора вместо объявления нового конкурса, как того требует законодательство?

Интерес вызывает и само содержание договора. Среди прочих услуг там значатся такие позиции, как включение системы обогрева в шкафу с оборудованием видеокамер и выключение системы обогрева в шкафу с оборудованием видеокамер. Видимо, в столице считают, что щёлкнуть выключателем — это высокотехнологичная операция, достойная отдельной строки в многомиллиардном контракте. Подобных услуг, кстати, в документе предостаточно.

Не менее интересная ситуация в столице складывается и с дорожными знаками, обслуживание которых также включено в договор. По информации наших источников, акимат настаивает, что такие тендеры не проводятся, а установка знаков якобы является частью общих строительных контрактов, и статистику по установленным знакам «в сводном виде не формируют». При этом знаки в городе появляются регулярно, равно как и предписания об их установке.

Так кто же тогда занимается установкой и обслуживанием знаков на улицах столицы, если конкурсы на эти услуги акимат принципиально не проводит? Можем предположить, что установка дорожных знаков осуществляется в рамках того же бюджета на их обслуживание. Делается это, вероятно, для того, чтобы лишний раз не объявлять конкурс и без всякой конкуренции обеспечивать одну конкретную компанию дополнительными объёмами работ

За время действия договора количество светофорных объектов и знаков в городе растёт, а в следующем конкурсе сумма наверняка увеличится, чтобы покрыть все «непредвиденные» расходы.

Такое сотрудничество явно устраивает обе стороны: чиновники избавляются от излишней бумажной работы, а подрядчики — от конкурентов. В результате образуется система, где каждый получает свои дивиденды, а граждане оплачивают счёт за включение и выключение обогревателей в шкафах с видеокамерами.

Редакция ФБРК неоднократно освещала подобные схемы в различных регионах страны. Например, мы писали, сколько стоил статус города Косшы и как расходы местного акимата на содержание дорожной инфраструктуры всего за несколько лет увеличились с 1,4 млн до 595 млн тенге. Кстати, все с той же компанией - «СМЭУ Астана».

Кроме того, мы рассказывали, как растут расходы на дорожную инфраструктуру в Казахстане и как отсутствие прозрачности в госзакупках приводит к многократному удорожанию проектов.

Остаётся только надеяться, что контролирующие органы всё-таки обратят внимание на то, как тратятся миллиарды тенге налогоплательщиков. И выяснят, действительно ли услуга по включению обогрева в шкафу стоит таких денег, или это просто удобный способ обосновать астрономические суммы в государственных контрактах.