В анонимный бот ФБРК поступило заявление главного специалиста инспекции транспортного контроля по Жамбылской области Нурсултана Булатбекова о масштабной коррупционной схеме в столичных структурах транспортного контроля.
По данным заявителя, руководство подразделений комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля организовало систему покровительства нарушителям с ежемесячными поборами от 200 до 300 тысяч тенге с каждого большегрузного транспорта. В обращении, направленном также в КНБ, Генеральную прокуратуру и министерство транспорта, фигурируют конкретные должностные лица и детальное описание механизмов фальсификации документов.
Согласно имеющемуся документу, в марте текущего года Булатбеков был направлен в командировку в Астану для усиления постов транспортного контроля. Сообщается, что за период работы на посту «Куйген-Жар» он составил 56 административных протоколов, в то время как его коллеги оформляли лишь 3-6 протоколов за аналогичный период.
По утверждению заявителя, руководитель ситуационного центра Султан Мусагалиев и глава управления контроля на автомобильном транспорте Гани Салмаев систематически покровительствуют перевозчикам, нарушающим весовые нормы. Схема предполагает формирование командировок инспекторов со всех областей республики якобы для усиления контроля, но фактически для легализации системы поборов.
Кульминацией стал инцидент 18 марта 2025 года, когда на посту «Кызыл-Жар» силами дорожной полиции были остановлены семь цементовозов с перегрузом. По словам Булатбекова, эти транспортные средства беспрепятственно проехали через пост «Куйген-Жар», где инспекторы имитировали проверку других машин. После задержания Салмаев позвонил заявителю с требованием «закрыть глаза» на нарушения, а после отказа пригрозил расправой по возвращении в Тараз.
Через три часа после задержания владелец цементовозов увез водителей, предварительно сняв государственные номера с транспортных средств. Несмотря на серьезность нарушения, ситуационный центр не предпринял никаких действий. После возвращения Булатбекова из командировки сотрудники Инспекции транспортного контроля (ИТК) по городу Астане позволили оформить фиктивные товарно-транспортные накладные и провести неправильный расчет расстояния — 20 км вместо фактических 200 км от Темиртау, что существенно занизило сумму штрафа.
Отдельное внимание в заявлении уделяется схеме с международными разрешениями на перевозки — иностранными бланками разрешений (ИБР), которые в профессиональной среде называют «дозвол». При государственной цене в 3932 тенге (1 МРП) эти документы перепродаются на черном рынке за $500-2500. По информации Булатбекова, фиктивные ИП и ТОО, связанные с Салмаевым, получают бланки без наличия транспортных средств и занимаются их перепродажей, создавая искусственный дефицит.
Заявитель также указывает на особенности кадровой политики руководства. По его словам, Мусагалиев преимущественно набирает сотрудников из Актобе — своего родного города. Булатбеков считает, что это позволило сформировать группу доверенных лиц для реализации коррупционных схем.
По утверждению заявителя, руководитель ситуационного центра может удалять видеозаписи с постов контроля, уничтожая доказательства. В обращении содержится просьба проверить факты и изъять записи за 17-18 марта 2025 года.
Напомним, ранее Булатбеков уже обвинял руководство транспортной инспекции Жамбылской области в схеме поборов на 50 млн тенге в год. Было начато досудебное расследование. Однако служебная проверка не подтвердила обвинения, но выявила нарушения дисциплины со стороны самого заявителя и рекомендовала привлечь его к ответственности.
Новое заявление Булатбекова касается уже столичных структур транспортного контроля и содержит конкретные факты с указанием дат и должностных лиц. Будут ли предприняты меры по проверке изложенных фактов, покажет время.