Главный специалист Жамбылской областной инспекции транспортного контроля Нурсултан Булатбеков обвинил руководство ведомства в организации масштабных коррупционных схем на сумму свыше 50 млн тенге в год.
В анонимный бот ФБРК поступило заявление специалиста, в котором детализируется система поборов и «крышевания», действующая в инспекции уже несколько лет. Примечательно, что еще в апреле 2025 года Генеральная прокуратура выявила в этом же ведомстве массовые нарушения законодательства, что косвенно подтверждает обвинения Булатбекова.
1 апреля 2025 года суд приговорил бывшего исполняющего обязанности руководителя инспекции Даулета Кемелова к 6 годам лишения свободы за получение взяток от 100 до 450 тысяч тенге от владельцев грузовых автомашин.
Однако коррупционные практики в ведомстве продолжились. Как стало известно нашей редакции, 3 апреля департамент Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры завершил проверку деятельности Жамбылской транспортной инспекции.
Результаты выявили новый ряд системных нарушений: превышение полномочий при назначении штрафов свыше 20 МРП (78 640 тенге), рассмотрение дел неуполномоченными лицами, игнорирование повторных правонарушений и нарушение сроков административного производства.
Под подозрение попали восемь сотрудников инспекции. В ходе проверки выявили нарушения в отношении нескольких крупных компаний, включая ТОО «М-Нефтесервис» и другие предприятия.
Спустя несколько месяцев после официальной проверки Булатбеков решился на публичное разоблачение. В своем обращении, направленном в высшие органы власти, он обвинил нынешнего исполняющего обязанности руководителя инспекции Ерлана Ермекбаева, руководителя отдела контроля Ербола Кулымбета и главного специалиста Мухита Суюнбаева в создании коррупционной схемы.
По данным заявителя, сотрудники установили фиксированные «тарифы» за проезд грузового транспорта по территории Жамбылской области: 2 тысячи тенге за грузовик без прицепа, 5 тысяч — с прицепом, 10 тысяч — за фуру, 30 тысяч — за трал и до 100 тысяч тенге за негабаритные грузы.
Особую детализацию получила схема ежемесячных «отчетов» силовым структурам. Согласно обращению, управление по борьбе с организованной преступностью получало 300 тысяч тенге, Комитет национальной безопасности и транспортная прокуратура — по 500 тысяч тенге, антикоррупционная служба — миллион тенге, а руководство инспекции — 2 млн тенге. Общая сумма составляла 4,3 млн тенге ежемесячно.
Булатбеков утверждает, что организатором схемы выступал Мухит Суюнбаев, который собирал так называемую «кассу» под псевдонимом «Стройка». За отказ участвовать в поборах специалисты подвергались психологическому давлению вплоть до увольнения.
По информации источников ФБРК, Ербол Кулымбет может являться братом Алтая Али, занимающего должность председателя Комитета транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Также сообщается, что Мухит Суюнбаев действовал как подельник Кулымбета в организации коррупционных схем.
Булатбеков направил заявление 18 июля этого года, однако никаких мер пока не принято. В своем обращении специалист отмечает, что подвергается давлению за отказ участвовать в коррупционных схемах и предупреждает, что руководство может принять меры по его увольнению и «почернению имени». Он также пригрозил обратиться через социальные сети к президенту РК в случае неудовлетворения заявления.
Прокуратура по итогам апрельской проверки потребовала принять дисциплинарные меры против виновных лиц, провести дополнительное обучение персонала и усилить контроль за соблюдением законодательства. Однако эксперты отмечают несоразмерность мер масштабу выявленных нарушений.
Заявление Булатбекова содержит детальные обвинения с конкретными суммами и участниками, включая представителей силовых структур. При этом реакция властей ограничивается дисциплинарными мерами, что ставит вопрос о готовности государственных органов к реальной борьбе с коррупцией в собственных рядах.