СМИ сообщают об увольнении первого заместителя начальника службы досудебного расследования Генпрокуратуры Нурлыбека Сабитова. Вместе с тем они связывают это с так называемой «чисткой в Генпрокуратуре от людей из команды Кожамжарова».
По данным издания «Время», в прокуратуре Сабитов служил под руководством начальника службы спецпрокуроров Олеси Кексель. Отмечается, что эту должность она получила после того, как Кайрат Кожамжаров стал руководителем Генпрокуратуры.
«В считаные месяцы вслед за Кайратом Пернешовичем в прокуратуру перевелись более 200 сотрудников финансовой полиции. В общем, собралась преданная команда, в которую вошел и молодой следователь Сабитов. Перечислять все уголовные дела, которые ему поручали расследовать, не хватит целой газеты», - говорится в сообщении.
Журналисты решили вспомнить уголовные дела, по которым так называемые «люди Кожамжарова», в том числе Кексель и Сабитов, отправляли за решетку якобы невинных граждан.
«Начнем с руководителя комитета фармации минздрава Ларисы Пак. Летом 2017 года борцы с коррупцией сообщили: «За неоднократное получение взяток задержаны Лариса Пак, экс-руководитель «СК-Фармация» Максим Касаткин и директор «КазСибФармацея» Алибек Ахметов». Ларису обвинили в получении более 10 миллионов тенге и отправили в СИЗО. Позже по состоянию здоровья реальный арест заменили на домашний. Больше двух лет г-жа Пак боролась не только с тяжелым недугом, но и билась за правду», - говорится в сообщении.
В последствии в июле 2019 года Лариса Пак скончалась, а в декабре 2020 года Антикор посмертно реабилитировал подозреваемую, на основании отсутствия в ее действиях состава преступления.
«Понабилось еще три года, чтобы в АПК наконец-то начали расследования против тех, кто кошмарил Пак. К слову, Сабитов и Кексель остались за орбитой этого расследования», - сообщило издание.
Также утверждается, что еще одним безвинно пострадавшим от рук людей Кожамжарова является бывший вице-министр энергетики Анатолий Шкарупа. Сообщается, что в 2018 году его по обвинению в растрате 215 млн тенге задержали и предали суду сотрудники Генпрокуратуры. Однако в январе 2021 года районный суд Караганды полностью оправдал Шкарупу.
Кроме того, за ним признали право на реабилитацию и возмещение морального вреда, причиненного незаконными действиями органов. В итоге Шкарупа взыскал с государства 10 млн тенге. Кроме того, по данным журналистов, борцы с коррупцией из команды Кексель обвинили двух заместителей министра энергетики Гани Садибекова и Бакытжана Джаксалиева в причинении ущерба государству на 2,7 млрд тенге.
«Больше года расследовали уголовное дело и с трудом направили в суд. А все потому, что надзирающий прокурор и судья всякий раз находили немало серьезных ляпов при расследовании. Когда огласили приговор, многие удивились: обоих чиновников суд №2 района Байконыр столицы полностью оправдал - за отсутствием состава преступления. Суд посчитал: заявленный следствием ущерб ничем не подтвержден, а экспертизы, якобы установившие размер растраты, проведены с грубыми нарушениями закона. Эксперта лишили лицензии на судебно-экспертную деятельность, а оправданные экс-чиновники получили право на реабилитацию», - говорится в сообщении.
Вместе с тем издание вспомнило уголовное дело журналистов Асета и Сейтказы Матаевых. Сообщается, в ходе расследования и судебных заседаний мнения казахстанских СМИ разделились.
«Если одни поддерживали коллег, то некоторые под дудку борцов с коррупцией поливали грязью Матаевых. Главной целью следствия был рейдерский захват здания и агентства «КазТАГ». При этом дело Матаевых в Казахстане и за его пределами было признано политически мотивированным. Следствие не предоставило суду весомые и неопровержимые доказательства, но отца и сына упекли в колонию», - говорится в сообщении.
Позднее Верховный суд отменил приговор в отношении Матаевых. Обоих реабилитировали и полностью оправдали, признав за ними право на возмещение морального вреда.
Помимо прочего, журналисты издания «Время» напомнили о деле бывшего начальника управления по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности прокуратуры Алматы Виктора Тихонова.
«Вероятнее всего, чашу терпения генпрокурора Берика Асылова переполнила масса заявлений и жалоб бывшего начальника управления по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности прокуратуры Алматы Виктора Тихонова. Напомним: в 2017 году, чтобы не дать возможности Тихонову раскрыть заказное убийство сотрудника алматинской таможни Медета Жамашева , против прокурора возбудили уголовное дело», - говорится в сообщении.
Ему инкриминировали целый букет уголовных статей, однако убедить суд в своей невиновности экс-прокурору не удалось. После освобождения и полной реабилитации Тихонов назвал фамилии тех, кто сфабриковал против него дело. Сообщается, что этими людьми якобы оказались начальник управления первой службы генеральной прокуратуры Бауыржан Саугабаев, судья Маратали Бекназаров, а также руководители межведомственной следственно-оперативной группы Нурлыбек Сабитов и Абзал Муслим.
В заключении отмечается, что 6 декабря 2018 года Кайрат Кожамжаров с высокой трибуны назвал Нурлыбека Сабитова лучшим специальным прокурором страны.
«Но сейчас есть основания полагать, что по многочисленным обращениям Тихонова наконец-то могут дать ход расследованию и кое-кого из его обидчиков привлечь к ответственности. Так что кадровая чистка в генпрокуратуре продолжится», - предположили журналисты.
Напомним, ранее редакция ФБРК озвучивала некоторые случаи предполагаемой фабрикации уголовных дел в период главенствования в силовых структурах Кайрата Кожамжарова и его команды.
В частности, ситуация, связанная с якобы коррупционным преступлением главврача городского родильного дома №1 Алматы Наурызбая Ракишева, в деле которого просматривались очевидные несостыковки.
Кожамжаров в тот период возглавлял Генпрокуратуру, председателем тогда еще объединенного агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции являлся Алик Шпекбаев, а замначальника ДВД Алматинской области был Нурбол Назарбаев.
Тогда мы пытались выяснить некоторые детали проведения негласных следственных действий в отношении бывшего главврача. Но суд попросту ссылался на тайну досудебного расследования, в то время как обвинительный приговор уже четыре года как вынесен и находится в открытом доступе.
Учитывая текущую так называемую «чистку» в рядах Генпрокуратуры, быть может, стоит пересмотреть уголовное дело в отношении Наурызбая Ракишева, поскольку многочисленные факты указывают на его сфабрикованность.