Редакция ФБРК продолжает анализировать самые крупные государственные закупки казахстанских ведомств в 2024 году.
В предыдущем материале мы разбирали самые дорогостоящие договоры министерства здравоохранения, где лишь на обучение и подготовку медицинских специалистов потратили около 35 млрд тенге – и это только исходя из самых крупных закупок.
Сегодня же речь пойдет о расходах министерства науки и высшего образования РК.
Наша редакция проанализировала больше 40 самых дорогостоящих госзакупок ведомства в 2024 году. И как оказалось, большинство этих договоров уже расторгнуто по соглашению сторон, но, что интересно, согласно актам об оплате, суммы, изначально предусмотренные по этим договорам, были выплачены практически полностью.
В частности, речь идет о договорах на предоставление услуг по подготовке специалистов с высшим и послевузовским образованием, по обучению слушателей подготовительного отделения в различных учебных заведениях страны.
Лидером по объему государственного финансирования стал Евразийский Национальный Университет им. Л.Н. Гумилева — колоссальные 18,89 млрд тенге, из которых фактически выплачено 18,76 млрд, несмотря на расторгнутый договор. За ним следует Казахский национальный университет им. Аль-Фараби с 15,82 млрд тенге (по актам об оплате - 15,61 млрд).
Тройку лидеров замыкает Казахский национальный женский педагогический университет с суммой 11,36 млрд тенге, при этом выплаченная сумма составила 11,23 млрд тенге. Здесь мы также наблюдаем почти полную выплату средств по расторгнутому договору — около 98,8% от первоначальной суммы.
Казахский национальный педагогический университет им. Абая получил 10,85 млрд тенге (по факту - 10,67 млрд), а Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева — 10,20 млрд тенге (освоено 9,93 млрд).
Казахский агротехнический университет им. Сакена Сейфуллина получил 8,54 млрд тенге (фактически 7,69 млрд), Карагандинский университет им. Академика Е.А. Букетова — 6,21 млрд тенге (выплачено 6,12 млрд), Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова — 6,10 млрд тенге (5,88 млрд), Astana IT University — 5,63 млрд тенге (5,53 млрд), а замыкает десятку самых финансируемых вузов SDU University с 5,05 млрд тенге (4,87 млрд).
Анализируя данные, невольно возникает вопрос: почему практически все крупные договоры расторгнуты, но деньги всё равно выплачены почти полностью? В среднем разница между суммой по договору и фактической выплатой составляет всего 1-3%, что выглядит, мягко говоря, странно для расторгнутых контрактов.
А вот на фоне этих многомиллиардных расторгнутых контрактов действующие договоры выглядят удивительно скромно. Например, Торайгыров университет имеет действующий договор всего на 362,8 млн тенге, а Западно-Казахстанский университет им. Махамбета Утемисова — на 424,8 млн тенге.
Отдельного внимания заслуживает Назарбаев Университет с действующим договором на астрономическую сумму — 38,19 млрд тенге. Это единственный действующий договор, который по объему финансирования превосходит все расторгнутые контракты других вузов.
Также в 2024 году министерство выделило 1,13 млрд тенге на реализацию международных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров за рубежом. Помимо этого, существуют несколько договоров по реализации госзаказа на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов местами в общежитиях. Эти суммы достаточно скромные по сравнению с основными контрактами: 344,9 млн тенге, 360 млн тенге и 307,6 млн тенге (последний — с медицинским университетом Караганды).
Если суммировать все расходы по крупнейшим контрактам только на подготовку специалистов с высшим образованием, выходит около 187 млрд тенге, из которых фактически выплачено около 178 млрд. И это не считая действующего контракта с Назарбаев Университетом.
С одной стороны — огромные суммы, выделяемые на высшее образование, говорят о приоритетности этой сферы для государства. С другой — странная закономерность с расторжением договоров при сохранении почти полного финансирования вызывает как минимум недоумение.
В последние годы в Казахстане много говорится о принципах прозрачности и открытости государственного управления. Возможно, пришло время применить эти принципы на практике и в сфере госзакупок образовательных услуг — ведь именно понятные, открытые механизмы распределения средств помогают обществу видеть, как работают налоги граждан на развитие такой важной для будущего страны сферы, как образование.
В следующем материале редакция ФБРК проанализирует самые крупные госзакупки министерства юстиции.