Расходы регионов - 2024: Восточно-Казахстанская область

госзакупки

Редакция ФБРК продолжает серию материалов, посвященных анализу крупнейших государственных закупок 2024 года в регионах Казахстана.

На этот раз в фокусе внимания оказалась Восточно-Казахстанская область, где наиболее масштабными стали контракты в сферах теплоснабжения, жилищного строительства и санитарно-эпидемиологического контроля. Примечательно, что все закупки осуществлялись без конкурентных процедур у единственных поставщиков.

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ ГОРОДА: 4,78 МЛРД ТЕНГЕ

Самым дорогостоящим направлением в Восточно-Казахстанской области стало теплоснабжение Усть-Каменогорска. АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» заключило целую серию контрактов с ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» на общую сумму 4,78 млрд тенге.

Большую часть этих средств — 4,7 млрд тенге — составил контракт на поставку тепловой энергии. Масштаб сделки впечатляет: почти 2 миллиона гигакалорий тепла для населения и предприятий города на весь 2024 год. Договор детально регламентировал технические параметры — температуру теплоносителя, давление в системе, помесячное планирование потребления.

Дополнительно компании заключили контракт на промывку и опрессовку системы отопления стоимостью 12,4 млн тенге. Работы включали промывку тепловых магистралей, квартальных сетей и испытания под давлением — стандартную подготовку к отопительному сезону.

Особое внимание привлекает третья сделка — приобретение 3000 тонн углеродных квот на сумму 1,68 млн тенге. Цена углеродной единицы составила 560 тенге за тонну. Данная операция демонстрирует работу внутреннего рынка углеродных квот в Казахстане между предприятиями энергетического сектора.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ: 4,17 МЛРД ТЕНГЕ

Вторым по величине стали контракты отдела жилищных отношений города Усть-Каменогорска на приобретение квартир для коммунального жилищного фонда общей стоимостью 4,17 млрд тенге.

Первая сделка была подписана с ТОО «VK development group» на покупку 150 квартир за 1,29 млрд тенге. Вторая — с ТОО «ДСК-11» на приобретение 119 квартир стоимостью 2,88 млрд тенге. Обе закупки касались квартир III класса площадью от 38,7 до 96,4 кв. м по единой цене 370 тысяч тенге за кв. м.

Финансирование осуществлялось из трех источников: средства местного бюджета (310 млн тенге), трансферты из областного бюджета (1,1 млрд тенге) и кредитные средства (2,76 млрд тенге). Такая схема позволила распределить финансовую нагрузку между различными уровнями бюджетной системы.

Короткий срок поставки — всего 15 дней — свидетельствует о покупке уже готового жилья, что позволило быстро пополнить муниципальный жилищный фонд. В итоге, согласно документам, город получил 269 квартир общей площадью свыше 17 тысяч кв. м.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: 1,43 МЛРД ТЕНГЕ

Третьим крупнейшим направлением стали контракты департамента санитарно-эпидемиологического контроля ВКО с подведомственным РГП «Национальный центр экспертизы» на оказание санитарно-эпидемиологических услуг общей стоимостью 1,43 млрд тенге.

Самый крупный контракт был подписан в феврале на сумму 865,3 млн тенге. Первоначально планировалось потратить 1,16 млрд тенге, однако в ноябре сумма была снижена на 296 млн тенге. Договор предусматривал широкий спектр услуг: лабораторные анализы, инструментальные замеры, очаговую дезинфекцию, дератизацию и дезинсекцию в очагах инфекционных заболеваний.

Второй контракт заключили в ноябре на 505,7 млн тенге (изначально планировалось 549,7 млн). Львиная доля средств — 470 млн тенге — была направлена на лабораторные услуги, включая микробиологические, химические и радиологические анализы.

Третий договор подписали в декабре на 44 млн тенге. Он охватывал сложные молекулярно-генетические и токсикологические тесты, инструментальные замеры факторов среды обитания и радиологические исследования.

Снижение стоимости первых двух контрактов может свидетельствовать об оптимизации расходов или пересмотре объемов запланированных работ. Финансирование осуществлялось из бюджетной программы «Охрана общественного здоровья».

ВЫВОДЫ

Анализ крупнейших государственных закупок Восточно-Казахстанской области за 2024 год выявляет несколько характерных особенностей. Во-первых, абсолютное доминирование закупок «из одного источника», что исключает конкуренцию и может снижать эффективность расходования бюджетных средств. Во-вторых, значительная доля контрактов приходится на взаимодействие между естественными партнерами в рамках отраслевых цепочек.

Положительным моментом можно отметить целевую направленность расходов на важные социальные функции: обеспечение теплоснабжения, пополнение муниципального жилищного фонда и поддержание санитарно-эпидемиологической безопасности. Примечательно появление в структуре закупок углеродных квот, что свидетельствует о развитии экологического регулирования в регионе.

Вместе с тем, отсутствие конкурентных процедур во всех крупнейших сделках указывает на потенциал для повышения эффективности и прозрачности в сфере государственных закупок региона.

Напомним, ранее мы писали о крупнейших госзакупках Алматинской области. Подробно ознакомиться с наиболее дорогостоящими контрактами столицы можно по ссылке.

Редакция ФБРК продолжит мониторинг ситуации в сфере государственных закупок и в следующих материалах представит анализ других регионов страны.

Продолжение следует...