В Алматы медицинские учреждения проверяют на доступность для людей с инвалидностью.
По данным Bes.media, мониторинг проводят в рамках поручения по общественному контролю за качеством оказания госуслуг «Қадамдық жоспар».
В нем участвуют: специалисты управления госуслуг департамента Агентства по делам госслужбы Алматы, председатель ООИ «Подранки-Шарасыздар» и член проектного офиса омбудсмена по правам социально уязвимых слоев населения при Президенте РК Галия Тобатаева, а также лица с инвалидностью.
Во время мониторинга в некоторых медучреждениях выявили следующие нарушения и несоответствия:
- Большинство парковочных мест для лиц с инвалидностью не имеют разметки на асфальте и часто заняты, особенно те, что расположены на общей парковке.
- В фойе нет вывесок о первоочередном обслуживании людей с инвалидностью.
- Неполная навигация для лиц с инвалидностью: нет указателей к санузлам. Пандусы без поручней.
- В некоторых учреждениях отсутствуют уголки самообслуживания, а стойки регистрации высокие, недоступные для людей в инвалидной коляске.
- В санузлах для людей на колясках тесно, в некоторых нет свободного пространства перед умывальником, унитазы установлены выше уровня пола на ступень, а выключатели – выше установленных норм.
- В некоторых местах на полах были ковры, которые затрудняют передвижение колясочников, а незрячие пациенты не могут из-за них ориентироваться по специальным жёлтым дорожкам.
В итоге руководству нескольких больниц и поликлиник дали рекомендации устранить недостатки.
«Мы постоянно проводим мониторинг не только медорганизаций, но и всех услугодателей Алматы. Приглашаем СМИ, общественность, людей с инвалидностью, чтобы они лично посмотрели. Если есть недочёты, отправляем рекомендации об устранении. Для себя мы делаем отметку, что провели мониторинг, дали рекомендации, и примерно через месяц возвращаемся, чтобы проверить исполнение. Делаем пост-контроль. Если не исполняется, то обращаемся в вышестоящие органы и передаём им информацию об этих фактах», – рассказал руководитель управления госуслуг департамента Агентства по делам госслужбы Алматы Максат Жанбыршиев.
В свою очередь член проектного офиса омбудсмена по правам социально уязвимых слоев населения Галия Тобатаева рассказала, что некоторые медучреждения оперативно отреагировали на их замечания и в течение трёх дней предоставили фотоотчеты об устранении неполадок.
«Согласно закону о государственных услугах, услугодатели обязаны создавать условия для лиц с инвалидностью при получении ими госуслуг и оказывать их согласно утверждённым стандартам. Информация о госуслугах должна быть размещена на стендах, чтобы человек видел, на получение каких услуг в медучреждении он имеет право. Люди с инвалидностью должны в полной мере получать услуги, не испытывая при этом затруднений и дискомфорта. Никто не требует ничего сверхъестественного. Есть закон, который нужно соблюдать», – сказала Галия Тобатаева.
Напомним, в 2022 году в Талдыкоргане исполнительный секретарь филиала партии AMANAT Аманжол Жазыкбаев решил на себе проверить качество одного из пандусов аптеки, но при проверке перевернулся на инвалидной коляске. Неудивительно, что люди с ограниченными возможностями регулярно жалуются на отсутствие необходимой для них инфраструктуры. Ведь из года в год ничего не меняется.