Охотник Батыр Сейкенов опубликовал в Threads видео, которое стало очередным свидетельством потенциального провала государственной политики в сфере охраны животного мира. На кадрах — разбросанные по степи внутренние органы сайгаков. И это уже далеко не первый сигнал того, что министерство экологии вновь потеряло контроль над процессом, который само же инициировало.
«Вся степь Казахстана усыпана внутренностями сайгака», — написал Сейкенов, отмечая работу министра экологии Ерлана Нысанбаева.
Дежавю случилось именно так, как предсказывала редакция ФБРК. Когда в мае 2025 года минэкологии готовило предложение о «переходе к устойчивому использованию» сайгаков, мы говорили, что на практике это означает лишь возврат к отстрелу, который в 2023 году превратился в настоящую бойню.
Сегодня степь Казахстана вновь усеяна останками убитых животных — как прямое доказательство того, что министерство ничему не научилось.
Сценарий разворачивается по знакомой схеме. Как и тогда, в дело вступает «научное обоснование». И как и тогда, этот документ скрывают от общественности под грифом «Для служебного пользования». Удобно, не правда ли? Выдали цифры — и верьте на слово.
Еще в мае 2024 года наша редакция собрала полную хронологию отстрела 2023 года, обнаружив многочисленные противоречия в подсчете численности животных и количестве сданного на мясокомбинаты мяса.
Тогда мы стали свидетелями настоящего варварства: разбросанные по степи органы и шкуры животных, нелегальный забой на автомойках, незаконная торговля мясом, распространение инфекций.
Министерство обещало учесть опыт «изъятия» 2023 года. Но что мы видим? Те же разбросанные по степи туши. И та же неспособность контролировать процесс, который сами же запустили.
Ситуация, кажется, еще больше усугубляется бесконечными заявлениями о «научном подходе» и «устойчивом использовании». Какая устойчивость может быть, если степь превращается в скотомогильник? Какая наука, если результаты исследований засекречены?
И несмотря на все эти вопросы и, надо сказать, абсолютно невнятные ответы госорганов, возмущение общественности остается неуслышанным, потому что министерство прикрывается секретными документами и «научными обоснованиями», в которые мы, видимо, должны верить слепо.
Хорошо придумали — нет доступа к данным, нет и возможности проверить их достоверность. Но вот только результат этих решений видно издалека.
Сколько еще раз степь должна превратиться в кладбище, прежде чем в министерстве наконец очнутся?
Напомним, 25 августа редакция ФБРК обратилась с открытым письмом к премьер-министру Олжасу Бектенову с просьбой рассекретить данные по сайгакам.