Кто ответит за Урал? Между протоколами и реальностью (Часть 2)

Автор: Вера Александрова, 24 апреля, 2025
добыча песка

Когда более 640 000 кв. м прибрежных земель реки Урал превращаются в промышленную зону для добычи песчано-гравийной смеси, возникают закономерные вопросы о состоянии и защите одной из главных водных артерий Казахстана. Редакция ФБРК продолжает анализировать ответы государственных органов на запросы о состоянии реки.

В первой части нашего материале мы писали, что Жайык-Каспийская бассейновая инспекция в своем ответе ссылается на ограниченность своих полномочий, а министерство водных ресурсов и ирригации сместило фокус на трансграничное сотрудничество с Россией, отметив, что 70% воды в реке формируется на российской территории. 

Сегодня мы рассмотрим ответ министерства экологии и природных ресурсов.

Министерство предоставило детальную информацию о системе мониторинга качества воды в реке Урал. По данным ведомства, гидрохимический контроль осуществляется на 17 створах в Западно-Казахстанской и Атырауской областях по 43 показателям, включая температуру воды, содержание взвешенных веществ, прозрачность, концентрацию тяжелых металлов и пестицидов.

В Атырауской области экологи идут дальше стандартных химических анализов и изучают живые организмы в реке — это называется гидробиологическим мониторингом. Такие наблюдения проводятся в трех ключевых точках: у поселка Индер, ниже сброса очистных сооружений города Атырау и у поселка Дамба.

Что показывают эти исследования? Специалисты изучают перифитон — сообщества микроорганизмов, которые обитают на камнях, растениях и других поверхностях в воде. Среди них преобладают диатомовые водоросли, которые чувствительны к загрязнению. На основе анализа этих организмов рассчитывается индекс сапробности — показатель, отражающий степень загрязнения органическими веществами. Для реки Урал этот индекс составляет 1,82, что соответствует категории «умеренно загрязненная вода».

Также экологи изучают зообентос — животных, обитающих на дне водоема. В основном это брюхоногие моллюски. Их разнообразие и численность используются для расчета биотического индекса по Вудивиссу, который для реки Урал составляет 5 баллов. Это соответствует третьему классу качества воды — «умеренно загрязненная».

Кроме того, проводится биотестирование — прямая проверка воздействия речной воды на живые организмы. В лабораторных условиях специальные тест-объекты (обычно это дафнии — микроскопические ракообразные) помещаются в образцы воды, взятые из реки. Исследования, проведенные в начале 2025 года, показали, что 100% тест-объектов выжили во всех пробах, что свидетельствует об отсутствии острой токсичности воды.

В своем ответе министерство также подробно описало процедуры экологической экспертизы. В соответствии с положениями Экологического кодекса, любая деятельность в водоохранных зонах подлежит обязательной оценке воздействия на окружающую среду. Проекты должны проходить межведомственное согласование для обеспечения максимальной прозрачности в принятии решений.

Параллельно с этим ведомство проинформировало о реализации Программы казахстанско-российского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал на 2021-2024 годы. В рамках программы завершены или находятся в стадии реализации десятки инфраструктурных проектов, включая реконструкцию каналов и водохранилищ, строительство очистных сооружений, укрепление берегов.

По данным РГП «Казгидромет», за период реализации программы годовой объем стока реки Урал увеличился в пять раз — с 3,82 куб. км в 2021 году до 19,2 куб. км в 2024 году. Министерство отмечает положительные результаты в части восстановления биоразнообразия, снижения загрязнения водоёмов и предотвращения эрозии почвы.

В трех областях за 2021-2024 годы ликвидировано свыше 2170 несанкционированных свалок, произведена посадка лесных культур на площади 23,8 тыс га, а в реку Урал выпущено 20,4 млн штук молоди осетровых и карповых видов рыб. Дополнительно открыто шесть новых постов наблюдения за качеством поверхностных вод.

Несмотря на представленные министерством данные, демонстрирующие активную работу по мониторингу и оздоровлению экосистемы реки Урал, остаются серьёзные вопросы, ответы на которые еще предстоит найти. Как именно согласуются масштабная добыча песчано-гравийной смеси и экосистемный подход к охране водоёма? Кто и на каком этапе даёт зелёный свет таким проектам в водоохранной зоне, и насколько в этих процессах обеспечена реальная, а не формальная, межведомственная прозрачность?

Программы восстановления и сотрудничества с Россией — важный шаг, особенно в условиях трансграничного характера реки. Однако позитивная статистика и рост стока не отменяют системных вызовов: от несанкционированных свалок до потенциальных угроз биоразнообразию в зонах интенсивной хозяйственной деятельности.

В конечном итоге, вопрос Кто ответит за Урал? остаётся открытым — не только в юридическом, но и в моральном смысле. Гражданское наблюдение, независимая экспертиза и устойчивое внимание к судьбе реки со стороны общества должны оставаться неотъемлемой частью любой государственной стратегии.