Кто допустил хозяйства и фермы на берегу главного источника воды Астаны?

Автор: Вера Александрова, 15 апреля, 2025
Астанинское водохранилище

Редакция ФБРК продолжает выяснять, как главный источник питьевой воды столицы оказался окружен объектами разного землепользования. 

Ранее наша редакция опубликовала серию материалов о землях, окружающих Астанинское (Вячеславское) водохранилище — главный источник питьевой воды для жителей столицы. 

Мы подробно рассказывали о сельскохозяйственных участках, расположенных в непосредственной близости от водоема. Кроме того, недавно наша редакция обнаружила, что Астанинское водохранилище обрамляют земли, предназначенные для лесного хозяйства, что теоретически должно способствовать поддержанию экосистемы водоема. Однако на практике эти земли оказались разделены на участки, находящиеся в частной собственности или сданные в долгосрочную аренду. 

После публикаций мы направили официальные запросы в профильные ведомства. Полученные нами ответы рисуют картину сложных межведомственных взаимоотношений и потенциальных рисков для водного объекта стратегической важности. Возникает резонный вопрос: достаточно ли действующих мер для защиты источника водоснабжения столицы?

Водный кодекс Республики Казахстан предписывает устанавливать вокруг водоемов защитные зоны и полосы с ограничениями хозяйственной деятельности. В водоохранных полосах запрещено строительство зданий, садоводство и любые работы, нарушающие почву. В водоохранных зонах нельзя размещать животноводческие фермы, склады удобрений, свалки, применять пестициды. Для Астанинского водохранилища установлены водоохранные зоны шириной 500–1000 метров и полосы шириной 50–100 метров. Кроме того, должны существовать три зоны санитарной охраны, первая из которых — не менее 100 метров от воды.

На бумаге защита выглядит надежно. Но насколько эффективно реализуются эти меры на практике?

Акимат Астаны в своем ответе сообщает, что на момент предоставления сельскохозяйственные земельные участки находились в ведении Целиноградского района Акмолинской области, а управление земельных отношений было создано лишь в 2005 году и информацией о предоставлении земельных участков до указанного периода не располагает

Отдел сельского хозяйства, земельных отношений и предпринимательства Аршалынского района, комментируя ситуацию с землями лесного фонда, информирует: вокруг водохранилища установлена санитарно-защитная зеленая зона путем предоставления земельных участков предприятию «Жасыл Аймак», подведомственного комитету лесного хозяйства и животного мира минэкологии (около 3000 гектаров). Однако в этом же районе, вызывая особый интерес с точки зрения соблюдения водоохранного законодательства, функционирует, например, ТОО «Племхозяйство Аршалы». Мы уже рассказывали ранее, что предприятие владеет двумя участками общей площадью 10250 кв. м у самой кромки водоема и специализируется на разведении крупного рогатого скота и лошадей. Законодательство же, напомним, содержит прямой запрет на размещение животноводческих объектов в водоохранных зонах. Но этот факт, судя по всему, никого не смущает. 

К слову, РГП на ПХВ «Жасыл Аймак» формально занимающееся озеленением страны, всё чаще мелькает в новостях не из-за посадки деревьев, а из-за скандалов и уголовных дел. Например, в сентябре прошлого года обнаружилось, что в Астане больше 600 сотрудников предприятия месяцами не получали зарплату. Общая задолженность превысила 144 млн тенге.

Министерство экологии, в свою очередь, предоставило список из 18 компаний, ведущих деятельность на территории третьего пояса зоны санитарной охраны водохранилища, включая упомянутое «Племхозяйство Аршалы» и ТОО «Михайловское», о деятельности которого мы также ранее писали. При этом ведомство отмечает: в 2024 году проверки этих предприятий не проводились. Возникает закономерный вопрос: как осуществляется контроль за соблюдением требований водоохранного законодательства, если проверки не проводятся?


Дополнительные вопросы вызывает информация, поступившая от ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Акмолинской области». Согласно ответу, управление планирует подать бюджетную заявку для определения подрядчика по разработке Проекта зоны санитарной охраны. Можно ли эффективно регламентировать хозяйственную деятельность вблизи стратегически важного водоема без окончательно утвержденного проекта зоны санитарной охраны? И почему этот документ не был разработан гораздо раньше?

Напомним, ранее редакция ФБРК направляла официальные запросы в профильные ведомства с целью выяснить, соответствует ли качество воды Астанинского водохранилища общепризнанным нормам. Госорганы, как и предполагалось, уверено заявляют, что все в порядке. Так же уверено говорят и о четком разделении зон санитарной охраны, хотя соответствующий проект только собираются разработать. 

Итак, анализ полученных ответов позволяет предположить, что существует определенный разрыв между законодательными требованиями и практикой их применения. Хорошо проработанная нормативная база, как известно, далеко не всегда находит адекватное отражение в реальной ситуации. Сложившаяся практика землепользования нередко вступает в противоречие с современными экологическими стандартами. Отсутствие утвержденного Проекта зоны санитарной охраны может затруднять регулирование деятельности на прилегающих к водохранилищу территориях. 

А учитывая ранее поднятые нами вопросы, возникают обоснованные опасения по поводу перспектив сохранения водоема как надежного источника питьевой воды для столицы.

Редакция ФБРК продолжит следить за ситуацией.