Земли вокруг Астанинского (Вячеславского) водохранилища, предназначенные для лесного хозяйства, оказались разделены на участки, находящиеся в частной собственности или сданные в долгосрочную аренду. Редакция ФБРК решила выяснить, кому принадлежат эти территории и как их использование может влиять на состояние важного водного объекта столицы.
Напомним, ранее редакция ФБРК подробно рассказывала о сельскохозяйственных участках, расположенных в недопустимой близости от Астанинского водохранилища. По данному вопросу мы обратились в профильные ведомства, с ответами которых можно ознакомиться по ссылке.
Если взглянуть на карту, то можно заметить, что Астанинское водохранилище обрамляют земли, предназначенные для лесного хозяйства, что теоретически должно способствовать поддержанию экосистемы водоема. Однако что происходит, когда эти территории передаются в частные руки или используются под застройку? Какие риски это несёт для качества воды, состояния водохранилища и доступа к нему?
Скажем, на одном из участков недалеко от водохранилища располагается кирпичный завод, принадлежащий ТОО «Дэни-Т». Компания владеет территорией площадью 35784 кв.м., которая формально находится вне зоны лесного хозяйства, однако производство расположено в непосредственной близости к водоему. Стоит ли говорить, что производственные процессы при изготовлении кирпича могут сопровождаться попаданием в воду химических веществ, пыли и отходов, что потенциально влияет на качество воды и состояние водных организмов.
Особый интерес ситуации придает тот факт, что ТОО «Дэни-Т», будучи на рынке с 2005 года, сегодня признано банкротом с налоговой задолженностью больше 15,3 млн тенге и астрономическими 6,5 млрд тенге долга по исполнительным производствам. Любопытно, кто теперь контролирует экологическую безопасность этого предприятия-банкрота?
Учредитель ТОО «Дэни-Т» Владислав Белюсенко, по данным из открытых источников, в 2017 году фигурировал в судебном разбирательстве. Его обвиняли в присвоении или растрате вверенного имущества и мошенничестве. Также сообщалось о подозрениях в нецелевом использовании средств дольщиков при строительстве жилого комплекса в районе Expo в Астане.
Примечательно, что участком, на котором расположен кирпичный завод, ранее владело ТОО «Кайрат-С» - название, которое невольно наводит на мысли о скандально известном политическом деятеле с аналогичными инициалами, который недавно просил прощения перед всей страной и возвращал активы. Остается надеяться, что это совсем другая история. Ныне эта компания ликвидирована по собственному желанию.
Не менее тревожная ситуация складывается с ТОО «Племхозяйство Аршалы», которое владеет двумя участками общей площадью 10250 кв.м. у самой кромки водоема. Разведение крупного рогатого скота и лошадей, которым занимается компания, вблизи источника питьевой воды - решение, вызывающее, мягко говоря, недоумение. Отходы животноводства, насыщенные болезнетворными микроорганизмами, через грунтовые воды легко могут попасть в водохранилище, создавая угрозу вспышек инфекционных заболеваний среди населения.
Согласно данным сервиса kompra.kz, финансовое положение этого предприятия также вызывает вопросы: налоговая задолженность около 3 млн тенге и внушительный долг по исполнительным производствам примерно в 1,3 млрд тенге. При этом существуют любопытные связи руководства компании с государственными структурами: учредитель Нурбол Кайранов в открытых источниках упоминается как корпоративный секретарь в АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация».
Еще одна часть лесной зоны площадью всего 1500 кв.м. стала собственностью частного лица, владеющего ИП Машкова, которое занимается общепитом. Предыдущий владелец, Анатолий Зальзелер, сначала арендовал, а затем выкупил эту землю для своего крестьянского хозяйства.
Лесные насаждения вокруг водохранилищ играют важную роль в защите водных ресурсов, предотвращая эрозию почвы и фильтруя загрязняющие вещества. Они также создают благоприятный микроклимат, способствуют сохранению биоразнообразия и помогают регулировать водный баланс.
В долгосрочной перспективе передача таких участков в частные руки без строгого контроля может привести к деградации водоёма, снижению его хозяйственной и экологической ценности, а также к утрате важной природной защиты, обеспечивающей чистоту воды и устойчивость ландшафта. Кажется, именно это мы и можем наблюдать сегодня.
Вопрос в том, почему контролирующие органы допустили такое соседство? Насколько тщательно проверяется влияние этих предприятий на качество воды? Соблюдают ли собственники экологические нормы или их больше интересует извлечение прибыли любой ценой?