Как государственные органы реагируют на сигналы о нарушениях в «Енбек-Оскемен»?

денежные купюры

История с многомиллиардной задолженностью РГП «Енбек-Оскемен» получила новое развитие после серии обращений бывшего директора предприятия в государственные органы. Документы, поступившие в распоряжение редакции ФБРК, раскрывают не только детали системных нарушений в работе крупнейшего тюремного предприятия страны, но и показывают, как государственный аппарат реагирует на сигналы о потенциальных злоупотреблениях.

В мае 2025 года осужденный за хищение бюджетных средств Кайрат Уралбеков направил масштабное обращение сразу в несколько ключевых государственных органов. Парадоксальность ситуации заключается в том, что бывший директор фактически требует от государства провести проверку предприятия, которое он сам возглавлял в период образования задолженности, превышающей миллиард тенге.

Уралбеков утверждает, что основной причиной краха РГП стало противоречие между уставными задачами предприятия и требованиями реабилитационной процедуры. Сообщается, что согласно уставу, прибыль должна была направляться на содержание коммунального хозяйства учреждений департамента уголовно-исполнительной системы (ДУИС) по ВКО, однако судебное решение о реабилитации требовало направлять средства на погашение кредиторской задолженности. В обращении бывший директор предприятия детально описал механизм заключения фиктивных договоров, когда сотрудники планово-экономического отдела якобы готовили заведомо ложные калькуляции на изготовление товаров, которые фактически не производились силами осужденных.

Особую озабоченность вызывает описанная в документах ситуация с продовольственным обеспечением заключенных. Отмечается, что начиная с января 2022 года от осужденных поступали жалобы на качество продукции и значительное снижение поставок мяса и сахара. Критическим якобы был период недопоставок с января по апрель 2022 года. 

В сфере коммунальных услуг, по словам источника, выявились не менее серьезные проблемы: тарифы не покрывали фактических затрат, износ оборудования достиг критического уровня, а задолженность перед коммунальными предприятиями якобы составила около 300 млн тенге.

Обращает на себя внимание и системная проблема с бухгалтерским учетом. По утверждению источника, предприятие постоянно находилось в режиме арестованных счетов, суммы налоговых платежей менялись в разы, а в 2022 году была обнаружена недостача товарно-материальных ценностей на сумму около 100 млн тенге и 10 единиц автотранспорта при том, что комплексная инвентаризация имущества так и не была проведена.

Реакция государственных органов на эти обращения оказалась тоже весьма интересной. Первые ответы начали поступать уже в конце мая 2025 года, однако большинство ведомств ограничились формальными отказами. Департамент государственных доходов по ВКО, например, сослался на несоответствие обращения законодательным требованиям и вернул его без рассмотрения. Управление координации занятости и социальных программ ВКО также отказалось рассматривать обращение, указав, что поднимаемые вопросы не входят в их компетенцию.

Единственным органом, который отреагировал конструктивно, стал комитет уголовно-исполнительной системы МВД. В ответе от 2 июня 2025 года сообщается, что обращение рассмотрено в пределах компетенции, а компетентные государственные органы, включая Генеральную прокуратуру, департамент внутреннего государственного аудита и департамент экономических расследований, проводят проверку деятельности РГП с возможным принятием мер в соответствии с законодательством.

Как сообщает источник, получив формальные отказы от большинства ведомств, Уралбеков направил дополнительное обращение через портал электронных услуг e-Otinish. 30 мая 2025 года документ был переадресован в Генеральную прокуратуру, а 4 июня направлен в МВД за подписью начальника управления Генпрокуратуры. В этом обращении подчеркивается, что РГП практически не имеет юридического статуса, находясь в стадии реабилитации предприятия с задолженностью свыше 2 млрд тенге, и заключает договоры с бюджетными организациями страны единым способом из одного источника.

Особенно примечательно финальное письмо, направленное в министерство финансов 5 июня 2025 года. В нем Уралбеков прямо заявляет о формальном характере полученных ответов и требует конкретной информации о сумме задолженности РГП на конец второго квартала 2025 года, а также о принимаемых мерах. 

Анализ всей цепочки обращений и ответов указывает на возможные системные проблемы не только в работе тюремного предприятия, но и в реагировании государственного аппарата на сигналы о возможных нарушениях. Большинство ведомств, по словам источника, предпочло отделаться формальными отказами по процедурным основаниям, переложив ответственность друг на друга. При этом масштаб поднимаемых проблем - от многомиллиардной задолженности до вопросов продовольственного обеспечения заключенных - требует системного подхода и межведомственной координации.

В настоящее время ситуация находится на стадии проверочных мероприятий. Как нам стало известно, генеральная прокуратура инициировала проверку деятельности РГП. Однако остается открытым вопрос о том, приведет ли эта проверка к системным изменениям в работе тюремных предприятий или ограничится привлечением к ответственности отдельных должностных лиц.

История с РГП «Енбек-Оскемен» высвечивает более широкую проблему функционирования пенитенциарной системы страны, где вопросы содержания заключенных, их трудовой деятельности и коммунального обеспечения исправительных учреждений переплетаются с коммерческими интересами и бюджетными ограничениями. Не исключено, что многомиллиардная задолженность крупнейшего тюремного предприятия страны является лишь видимой частью системных проблем.