Имя Карима Масимова восемь раз упомянули в деле Джеффри Эпштейна

Дело Джеффри Эпштейна

(2 февраля 2026 | Источники: Tengrinews.kz, Kursiv.kz, Nege.kz)

Министерство юстиции США опубликовало 3 млн страниц документов по делу Джеффри Эпштейна. В материалах Казахстан упоминается более 400 раз — речь идет о регулярных поездках в Алматы и Астану, встречах с высокопоставленными чиновниками и деловых контактах, включая бывшего премьер-министра Карима Масимова, чье имя встречается там восемь раз

ЧТО ПРОИЗОШЛО 

31 января министерство юстиции Соединённых Штатов Америки (США) опубликовало масштабный массив документов по делу Джеффри Эпштейна — около 3 млн страниц, 180 тыс. фотографий и 2 тыс. видео

Это крупнейшее раскрытие материалов с момента принятия закона о прозрачности файлов Эпштейна, который 20 ноября 2025 года подписал президент США Дональд Трамп.

Джеффри Эпштейн — американский финансист, осужденный за сексуальные преступления. Умер в тюрьме в 2019 году.

В документах содержатся подробности пребывания Эпштейна в тюрьме, материалы расследования его смерти, сведения о деле его сообщницы Гислейн Максвелл, а также электронные письма и переписки с высокопоставленными лицами из разных стран. 

Особое внимание привлекают упоминания Казахстана и контактов людей из окружения Эпштейна с казахстанскими чиновниками.

КАЗАХСТАН УПОМЯНУТ БОЛЕЕ 400 РАЗ

По данным Tengrinews.kz, Казахстан упоминается в документах более 400 раз. Слово «Астана» встречается 198 раз, «Алматы» — 74 раза.

В материалах речь идет о регулярных поездках людей из окружения Эпштейна в казахстанские города и встречах с чиновниками. Переписка показывает, что визиты были плановыми и тщательно организованными.

Переписка от 7 марта 2014 года начинается с планирования визита и встреч. В письмах обсуждаются графики и детали поездки. Один из собеседников пишет:

«Встреча с Джеффри и Т. М. (американский бизнесмен) назначена на пятницу, 14 марта, в 16:00. Это возможно для Л.? Я обсужу поездку в Казахстан с Джеффри и сообщу вам».

В ответе говорится:

«Л. будет в Нью-Йорке 13-го числа на выступлении, он может вылететь раньше после занятий рейсом в 14:00 и встретиться примерно в 16:00 до своего выступления в 18:00. Также, по-видимому, они согласовали поездку в Казахстан 19 марта с поздним вылетом, возможно, на несколько дней».

В документах есть подробные планы перелетов на частном самолете с указанием маршрутов через Москву (Россия), Ригу (Латвия), Вильнюс (Литву) и Минск (Беларусь) с точным временем в пути и необходимостью дозаправок.

В переписке за май 2019 года собеседник сообщает о возвращении из Казахстана. На вопрос о впечатлениях он отвечает, что встречался с неким «генералом, отвечающим за государственную безопасность»:

«Да, спасибо, провёл много времени с генералом, отвечающим за государственную безопасность после WH — очень хороший человек».

Кого именно имел в виду автор письма, в документах не уточняется. Многие имена зачеркнуты.

ВОСЕМЬ УПОМИНАНИЙ КАРИМА МАСИМОВА

Имя бывшего премьер-министра Казахстана Карима Масимова встречается в документах как минимум восемь раз. Его заместитель Кайрат Келимбетов упоминается более 90 раз (часть сообщений дублируется).

4 августа 2011 года неустановленный собеседник обращается к Эпштейну:

«Джеффри, в доме рядом со мной живёт премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Ты знаешь его?»

Ответ Эпштейна в документах не представлен. Однако переписка 2014 года показывает, что люди из окружения Эпштейна как минимум трижды отчитывались перед ним о передаче приветов Масимову.

В одном из обменов сообщениями собеседник спрашивает:

«Есть ли что-то, что ты хочешь, чтобы я передал Масимову?»

Эпштейн отвечает:

«Нет, просто поговори в дружеском ключе», а затем добавляет: «Можешь обнять К. от меня. Мы отлично провели время в Нью-Йорке».

Напомним, что в 2014 году Масимов занимал пост премьер-министра Казахстана. В апреле 2023 года он был приговорен к 18 годам лишения свободы за государственную измену, попытку захвата власти и превышение должностных полномочий. В июне 2024 года Масимов просил президента Касым-Жомарта Токаева о помиловании, но получил отказ

«КАЗАХСКАЯ ДЕВУШКА ИЗ IPI»

В документах несколько раз упоминается женщина с инициалами И. А., которая работала в International Peace Institute (IPI). В переписке люди Эпштейна называют её «казахская девушка из IPI» («the Kazakh girl from the IPI»).

Судя по материалам, И. участвовала в организации встреч Эпштейна и обращалась к его сотрудникам за помощью. В одном из писем она просила порекомендовать недорогое жильё на две ночи:

«И. (казахская девушка из IPI) попросила меня посоветовать недорогой отель на две ночи (3–4 октября). Может, дадим ей апартаменты для проживания?»

9 июля 2015 года Л. Г., бывший офис-ассистент Эпштейна, связывается с И., чтобы перенести время визита:

«Боже! Джеффри полностью разбит после перелёта и думал, что встреча завтра! Я обсудила с И., и Джеффри придёт завтра в 12:30! Всё в порядке».

В опубликованных документах имя «казахской девушки И.» встречается как минимум 38 раз.

КОНТРАКТ НА $400 ТЫС. И ЗАГАДОЧНЫЕ «3–5 МЛН В ГОД»

В документах упоминается контракт одного из казахстанских ведомств со структурами, предположительно связанными с Эпштейном. Согласно материалам, в январе 2014 года это ведомство заключило с International Peace Institute годовой контракт на $400 тыс., предусматривавший четыре встречи по вопросам валютной политики и управления резервами.

Переписка показывает, что один из бывших высокопоставленных американских чиновников регулярно интересовался казахстанским направлением и отправлял письма Эпштейну с темой «Kazakhstan».

В мае 2015 года посредник переслал Эпштейну аналитическую записку о Казахстане. В документе автор описывал экономические и геополитические вызовы страны. Эпштейн ответил инструкцией:

«Скажи им 3–5 млн в год».

Зачем нужна такая сумма и кому именно, в материалах не уточняется.

Кроме того, как ранее писал «Курсив», в письмах из дела Эпштейна всплыло имя экс-зятя Нурсултана Назарбаева — Рахата Алиева. Он просил помочь с безопасным переездом в США и возвратом около $2 млрд.

Отметим, что переписки из опубликованных документов не содержат сведений о противоправных действиях со стороны упомянутых казахстанских чиновников.