Государственные органы Казахстана продемонстрировали классический пример бюрократической реакции на острую социальную проблему: вместо предоставления конкретной информации о причинах дефицита социально значимых продуктов в Актобе и принимаемых мерах, ведомства ограничились общими описаниями механизмов работы Стабилизационного фонда, не предложив реальных решений проблемы пустых прилавков.
Напомним, жители Актобе уже несколько месяцев сталкиваются с острым дефицитом базовых продуктов питания. Ранее редакция ФБРК сообщала, что на прилавках магазинов отсутствуют основные продукты: говядина, куриные яйца, мясо птицы, подсолнечное масло. Сахар, мука и макароны тоже стали дефицитом. Ситуация с пустыми полками продолжается с конца прошлого года и до сих пор не разрешилась.
Мы также писали, что Социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Актобе» получила в 2023 году значительное финансирование — более 20,6 млрд тенге на различные программы поддержки, включая почти 2,6 млрд на формирование регионального Стабфонда продовольственных товаров. При этом аудиторская проверка выявила в организации существенные недостачи имущества на сумму 20,7 млн тенге.
ФОРМАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ВМЕСТО РЕШЕНИЙ
В ответах на официальные запросы о ситуации с дефицитом продуктов питания в Актобе государственные органы продемонстрировали единый подход: вместо предоставления конкретной информации о причинах кризиса и принимаемых мерах, они сосредоточились на описании общих механизмов работы.
Комитет торговли министерства торговли и интеграции РК в своем ответе перечислил семь пунктов мероприятий, которые «реализуются для повышения экономической доступности социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ – прим. ред. ФБРК)». Среди них — выявление неэффективных посредников, поддержка отечественных производителей, тарифное регулирование внешней торговли и разъяснительная работа с субъектами торговли. Ни слова о конкретных проверках наличия товаров в магазинах Актобе или мерах по решению уже существующего дефицита.
СПК «Актобе» в своем ответе и вовсе опровергла наличие проблемы, заявив: «На данный момент дефицита продукции СЗПТ в Актюбинской области нет». Это утверждение прямо противоречит реальному положению дел, зафиксированному в многочисленных свидетельствах жителей города и предыдущих публикациях.
Управление сельского хозяйства Актюбинской области ограничилось лаконичным ответом о выделении 4,5 млрд тенге на формирование Стабилизационного фонда и общим описанием механизма взаимодействия с поставщиками, не предоставив ни одной конкретной цифры о фактических закупках или поставках продуктов.
РАСХОЖДЕНИЯ В ЗАЯВЛЕНИЯХ
Особое внимание привлекают противоречия в ответах различных ведомств. СПК «Актобе» категорически отрицает наличие задолженности перед поставщиками: «АО «СПК «Актобе» не имеет и не имело задолженности перед поставщиками». Однако в предыдущих публикациях со ссылкой на источники, близкие к поставщикам, сообщалось, что СПК «Актобе» на протяжении нескольких месяцев не производит выплаты за поставленную продукцию.
Также обращает на себя внимание разница в оценке эффективности Стабилизационного фонда. Если в официальных ответах механизм представлен как действующий и эффективный, то реальное отсутствие продуктов на прилавках говорит об обратном.
СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗА БЮРОКРАТИЧЕСКИМИ ФОРМУЛИРОВКАМИ
За общими фразами и стандартными описаниями механизмов просматриваются системные проблемы, которые не решаются годами. Несмотря на значительное финансирование (2,6 млрд тенге на Стабфонд), объем социально значимых товаров на рынке региона остается минимальным — лишь около 2% от всего рынка. Это принципиально недостаточно для эффективного влияния на ценообразование.
Усугубляет ситуацию и то, что качество товаров, поставляемых через СПК, часто уступает продукции других поставщиков, делая социальные товары неконкурентоспособными даже при наличии ценовых преимуществ.
Еще одна проблема — сложные бюрократические требования к поставщикам. Необходимость предоставления залогового имущества или банковской гарантии отсекает многих потенциальных участников программы, особенно представителей малого и среднего бизнеса, которые могли бы обеспечить стабильные поставки по конкурентным ценам.
К тому же отсутствует эффективное взаимодействие между различными государственными органами. Каждое ведомство работает в своем информационном поле, не координируя усилия для решения общей проблемы, что приводит к размыванию ответственности и торможению необходимых решений.
ВРЕМЯ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Ситуация с дефицитом социально значимых продуктов в Актобе наглядно демонстрирует разрыв между бюрократическими процедурами и реальными потребностями населения. Миллиарды тенге, выделяемые на Стабилизационные фонды, не трансформируются в доступные продукты на прилавках магазинов.
Формальные ответы государственных органов, состоящие из общих описаний механизмов работы вместо конкретных мер по решению проблемы, свидетельствуют о нежелании или неспособности признать масштаб кризиса и взять на себя ответственность за его преодоление.
Для действительного улучшения ситуации, вероятно, требуется не просто увеличение финансирования, а фундаментальный пересмотр механизмов работы Стабилизационных фондов, упрощение взаимодействия с поставщиками и, главное, ориентация на конечный результат — наличие доступных продуктов на прилавках, а не на соблюдение формальных процедур.
Сложившаяся ситуация, когда миллиарды бюджетных тенге не обеспечивают наличие базовых продуктов питания для населения, а также выявленные аудиторской проверкой недостачи требуют детального разбирательства.
В связи с этим редакция ФБРК просит Агентство по противодействию коррупции (Антикор) и Агентство по финансовому мониторингу (АФМ) обратить пристальное внимание на эффективность использования средств, выделенных на Стабилизационный фонд в Актюбинской области, и проверить целевое расходование бюджетных денег.