АО «НК «КазАвтоЖол» пересмотрит кабальный договор по расчетам за платные дороги

Автор: Вера Александрова, 26 сентября, 2023
платные дороги

Министерство транспорта сообщило журналистам, что АО «НК «КазАвтоЖол» пересмотрит договор по устройству и обслуживанию системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам республиканского значения с ТОО «Computer Vision Technologies». В ведомстве заявили о намерении сокращения размеров выплат за операционные затраты.

Как пишут СМИ, 19 июня текущего года между АО «НК «КазАвтоЖол» и ТОО «Бизнес Партнер Консалт» заключен соответствующий договор по оценке капитальных затрат ТОО «Computer Vision Technologies». По итогам оценки будет осуществлен прием активов и установлен соответствующий размер выплат.

Журналисты также отмечают, что по информации АО «НК «КазАвтоЖол», сумма сборов за проезд по платным участкам автодорог республиканского значения за 2021 год составила 9 млрд тенге, а за 2022 год - 22,3 млрд тенге. Ранее, в период за 2021-2022 года, ТОО «Computer Vision Technologies» было выплачено 786,6 млн тенге

Редакция ФБРК еще несколько лет назад публиковала материал о том, кто заработает на платных дорогах Казахстана. Напомним, по итогам конкурса, 24 декабря 2019 года между нацкомпанией и консорциумом в составе ТОО «Computer Vision Technologies», ТОО «Темиржол Жондеу» и «Far Eastern Electronic Toll Collection Co., Ltd» был заключен договор сроком на 11 лет по устройству и обслуживанию системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам республиканского значения.

ТОО «Computer Vision Technologies», как лидер Консорциума занимается реализацией Проекта. ТОО «Теміржол жөндеу» – казахстанская строительная компания в области строительства автомобильных и железных дорог с 17-ти летним опытом работы. Компания также входит в группу компаний «Қамқор Менеджмент».

Тайская компания «FETCI», выбранная в качестве консультанта, является одним из самых прогрессивных мировых IT предприятий по развитию сети платных автомобильных дорог. И на этот раз никакого участия никакой французской фирмы «GEА» не было даже на этапе заявок для участия в двух конкурсах.

Но были россияне в лице компании «Платон», имеющей опыт технического оснащения и обслуживания платных дорог в России. Однако их отсеяли еще на подготовительном этапе первого конкурса.

Причем каждому действующему лицу в консорциуме отведена своя роль. Первая скрипка, это — ТОО «CVT» и «Сергек», точнее ТОО «Коркем Телеком». А тайцев, судя по всему, запихали в консорциум для использования их опыта.

Согласно Договора И-СВП-01/19 от 24 декабря 2019 года, заключенному между НК «КазАвтоЖол» и консорциумом общая сумма договора без учета НДС составила 138,7 млрд тенге, включающие в себя стоимость капитальных работ в размере 25,6 млрд тенге и стоимость услуг сервисного обслуживания в размере 113,1 млрд тенге, которые за почти 10 лет должна была получить компания Тимура Кулибаева.

В апреле 2020 года ТОО «Computer Vision Technologies» проводит конкурс по закупке работ по изготовлению металлоконструкций контрольных арок, строительно-монтажных работ по установке контрольных арок, изготовлению и установке в местах центров по работе с клиентами (модульного типа).

Стоимость работ, согласно квалификационным требованиям и технической спецификации не должна превышать 3 364 324 663,39 (три миллиарда триста шестьдесят четыре миллиона триста двадцать четыре тысячи шестьсот шестьдесят три тенге, тридцать девять тиын), без учёта НДС.

СКОЛЬКО СТОИТ ОБОРУДОВАНИЕ ПЛАТНЫХ ДОРОГ?

Согласно решению конкурсной комиссии от 25 апреля 2020 года субподрядчиком для вышеуказанных работ было выбрано АО «НГСК КазСтройСервис», которое предложило выполнить указанные работы за 3 338 145 422 тенге, без учёта НДС. Хотя, конкурс с одним участником с натяжкой можно назвать конкурсом.

Попробуем разложить эту сумму на составляющие.

Стоимость стандартного модульного блока казахстанского производства размером 12 м. х 2,4 м. х 2,7 м. варьируется от 3,74 млн тенге до 5,52 млн тенге.

За основу возьмем среднеарифметическую цену (средние зарплаты же у нас в стране так рассчитываются) — 4,63 млн тенге.

Согласно квалификационным требованиям на первом этапе (оснащение дорог для сбора оплаты за проезд разделено на два этапа) таких модулей необходимо 27 штук. А это — 125,13 млн тенге. В остатке получаем 3,21 млрд тенге.

Кроме 27 модулей, субподрядчик должен еще изготовить и установить 99 арок. Таким образом, получается стоимость одной арки около 32 454 701 тенге.

Нам известно, что на арках будут установлены 6 камер типа «Сергек». По одной на каждую полосу плюс обочина. Ранее в СМИ один из разработчиков «Сергека» Асет Ахметов заявлял, что приблизительная стоимость одной такой камеры – 50 тысяч тенге.

Получается не более 300 тысяч за камеры, плюс модуль связи, дорожный знак, провода, наклейки (что ещё можно придумать) – всё это не наберёт в совокупной стоимости 1 млн тенге, получается, более чем за 30 млн тенге мы, казахстанцы, сами для себя, покупаем какую-то металлическую конструкцию, с услугами монтажа. Очень выгодный бизнес.

КТО ЗАРАБОТАЕТ НА ПЛАТНЫХ ДОРОГАХ КАЗАХСТАНА НА САМОМ ДЕЛЕ?

Но фокус даже не в стоимости арок, модульных блоков для центров оплаты и оборудования. По условиям договора между государством и консорциумом, государство обязуется возместить инвестиции в течение 11 лет за счет средств, поступающих от взимания платы.

При этом инвестор в проект вкладывает своих средств всего 25,66 млрд тенге, на развитие интеллектуальных систем автодорожной отрасли РК. Из которых свыше 21 млрд тенге - кредитные средства.

Что мы имеем в сухом остатке?

ТОО вкладывает меньше 2 млрд тенге своих денег, продаёт арки по невероятной цене, а взамен получает 138 млрд за 11 лет на обслуживание системы сбора денег с обычных граждан РК.