Как чиновники зарабатывают на бланках-разрешениях (дозволах)

Автор: Вера Александрова, 23 февраля, 2024
Коррупция в транспортной отрасли

Недавно комитет министерства транспорта РК провел конференцию, где обсуждались изъяны механизма выдачи иностранных бланков разрешения (ИБР). Несмотря на громкие обещания, проблемы до сих пор остаются нерешенными. Об этом на своей странице в соцсети написал владелец транспортной компании Болатбек Алиев.

В январе 2024 года на открытом совещании комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля (КТТК) представил проект, в котором предлагается реформировать систему распределения бланков разрешения. В частности, речь шла об устранении искусственного дефицита бланков и их незаконной перепродажи на теневом рынке. 
_____________
Для справки: Иностранный бланк разрешения (ИБР) предоставляет перевозчику право на проезд по территории иностранного государства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Согласно нынешней системе распределения, половина всех бланков в начале года автоматически закрепляется за прошлогодними проверенными перевозчиками, а оставшаяся часть переходит в резерв, который впоследствии распределят между другими представителями транзитного бизнеса.

На исполнение бланка дается 100 дней. В случае, когда перевозчик не успевает, существует возможность вернуть ИБР в систему.

Таким образом, в начале года бланков обычно не хватает, зато ближе к декабрю в системе распределения оказывается множество неиспользованных разрешений, освоить которые к концу года не представляется возможным.

Кроме того, в самих бланках не указывается ни номер машины, ни название фирмы, что очень упрощает незаконную перепродажу.

Как работают такие схемы мы уже писали ранее. Перекупщики иностранных бланков разрешения создают группы компаний-однодневок, оформленных на близких людей, чтобы получить как можно больше ИБР. Позднее бланки перепродаются перевозчикам за 500-1000$.

Еще в 2022 году владелец транспортной компании Болатбек Алиев заявлял о проблеме с выдачей ИБР:

«Проверка показала, что транспортная инспекция искусственно создает дефицит бланков, отказывая в их выдаче компаниям–перевозчикам, по каким-то причинам оказавшимся в списке неугодных. При этом такие бланки есть, и даже в избытке. Потом их раздадут своим людям, пусть и не имеющим грузового транспорта, а те уже их затем продадут»

Сегодня, несмотря на многочисленные беседы и обещания, в сфере транспортных перевозок так ничего и не меняется.

«ИБР по-прежнему выдаются по нелегитимной методике, заставляя предполагать о наличии сговора на самом высоком уровне, в основе которого лежит бизнес на торговле ИБР, позволяющий зарабатывать огромные средства, ничего не делая, кроме нанесения вреда отечественным перевозчикам», - написал на своей странице Болатбек Алиев.