Профессор факультета экологической инженерии Стамбульского технического университета (ITU) Левент Кузу заявил, что основной причиной загрязнения воздуха в городах являются транспортные средства.
По данным zakon.kz, он отметил, что пробки на дорогах значительно загрязняют воздух, так как в этот момент потребляется больше топлива. Кроме того, высокое влияние загрязнителей воздуха на людей вызывают выбросы на перегруженных улицах в районах плотной застройки. Из-за вертикальной конструкции зданий якобы затрудняется рассеивание загрязняющих веществ.
«Выбросы от дорожного движения сегодня являются основным источником антропогенного загрязнения воздуха в центрах городов. Альтернативы, такие как общественный транспорт, могут помочь снизить выбросы на душу населения. Помимо выхлопов, в воздух выбрасываются частицы как от шин, так и от дорог из-за трения тормозных колодок и износа шин», - сообщил Кузу.
К слову, другое исследование выявило, что в мире около 50% поездок на работу люди осуществляют на автомобилях. Также сообщается, что процент использования автомобилей варьируется в разных регионах: от почти 92% в городах США и Канады и до 50-75% в городах Северной и Южной Европы.
Вместе с тем в пример приводятся меры по поддержке экологической обстановки и регулировании численности автотранспорта различными странами.
Например, в Буэнос-Айресе в 2019 году расширили тротуары и вдвое уменьшили проезжую часть до 40% от ширины улицы вместо прежних 80%. Это позволило привести в норму трафик в центре города, также снизилась скорость автомобилей, что повысило безопасность и комфорт пешеходов.
«На самых популярных у пешеходов улицах лимит скорости был снижен до 10 км/ч. C 11 до 16 часов проезд в центр разрешили только тем, кто здесь официально работает или проживает. Офисные сотрудники стали чаще использовать один автомобиль на несколько человек, чтобы добираться до работы», - говорится в сообщении.
В итоге выезжать в центр на личном транспорте стало невыгодно. Количество машин сократилось практически в 5 раз, а спрос на общественный транспорт увеличился.
Во Франции с 2021 года во всей парижской агломерации ввели запрет на передвижение старых автомобилей с дизельным двигателем, выпущенных до конца 2005 года, и бензиновых авто 1996 года выпуска и старше. Запрет коснулся также и мотоциклов, поставленных на учет до июля 2004 года. По оценке экспертов, новое ограничение задело больше 320 тыс. автомобилей.
В Сингапуре в 2023 году резко подняли стоимость сертификата на владение большим семейным автомобилем до 146 002 сингапурских доллара (106 619 долларов США). Желающие приобрести машину в Сингапуре не смогут купить такую машину, если у них нет соответствующего сертификата. Его приобрести можно на аукционах, которые проходят каждые две недели, при этом правительство контролирует их количество.
В Грузии с января этого года прекратили импорт легковых автомобилей, не соответствующих стандарту Евро-5. В страну запретили ввозить машины, выпущенные до 2013 года. Эти изменения ввели якобы для решения вопроса загрязнения воздуха. Вместе с тем в следующем году власти Грузии хотят ввести запрет на ввоз автобусов и грузовых машин, выпущенных до 2013 года.
Помимо этого, стало известно, что минэкологии Узбекистана предлагает ограничить в Ташкенте эксплуатацию всех видов авто старше 2010 года выпуска.
Другой мерой, призванной регулировать численность автотранспорта в больших городах называют платные парковки. В Алматы и Астане платная парковка стоит 100 тенге в час ($0,23). В Москве от $0,23 до $5, в США средняя стоимость часовой парковки составляет $9,66. В Лондоне час парковки стоит $8,25, в Амстердаме $6,5, в Париже $3,7.
Сообщается, что сейчас в мире насчитывается почти 1,5 млрд автомобилей. Отмечается, что за год в мире производят больше 60 млн легковых машин, а в целом выпуск транспортных средств превышает 85 млн.