Петицию за развитие промышленности подписали более 8,5 тысяч человек

Автор: Вера Александрова, 27 мая, 2024
утильсбор

На официальной онлайн-платформе для подачи петиций epetition.kz появилась петиция под названием «За рост доходов народа! За развитие промышленности!». Исходя из контекста заявления, вероятно, автор петиции - работник одного из предприятий казахстанского автопрома, выступивший в противовес борцам за отмену утильсбора. Однако, появление подобной петиции было вполне ожидаемо. 

Вот уже на протяжении нескольких лет противники утильсбора обвиняют правительство Казахстана в лоббировании интересов отечественных автопроизводителей. Учитывая, что отстаивать интересы местных производителей является едва ли не обязанностью правительства, было бы удивительно, если бы власти Казахстана давали «зеленый свет» иностранным товарам. В связи с чем обвинения в «лоббировании» больше похожи на спекуляцию, чем на защиту интересов казахстанских производств. 

По данным Казахстанского автомобильного союза, в январе-феврале 2024 года отечественные предприятия выпустили более 20 тысяч транспортных средств на сумму свыше 294,8 млрд тенге, что на 16,4% больше, чем показатели производства в январе-феврале 2023 года. За этими цифрами стоят десятки тысяч рабочих и отечественных специалистов с высшим образованием, а за ними - их семьи. 

Казахстанский автопром только начинает развиваться, и в перспективе для его развития нужен большой вклад и терпение. Годами Казахстан называют сырьевой страной, и есть шанс избавиться от данной формулировки и выйти на полноценное производство, но в таком случае будут перекрыты «серые схемы» импорта, распространенные в нашей стране, схемы по «распилу» государственных субсидий на лизинг сельхозтехники, и прочие сопутствующие коррупционные возможности. 

Автомобили, которые ввозят в Казахстан из Грузии, ОАЭ, Армении и России, имеют порой ряд недостатков: они могу быть битыми, угнанными, у них могут не совпадать VIN-коды. Такие транспортные средства годами не ставят на учет, перепродают через третьих лиц. 

Безусловно, введение утильсбора в 2016 году на авто, а в 2019 - на сельхозтехнику было реализовано некорректно, с большими ошибками и недочетами. Сегодня правительство усовершенствовало механизм, исключило лишние процессы, снизило тарифы. 

Не исключено, что со временем механизм может снова измениться. Однако это не уникальный мировой опыт, а вполне распространенная процедура, внедренная во многих странах. Основная задача в введении утильсбора – воспользоваться им рационально и справедливо.