Госбюджет потерял 16 млрд тенге из-за пересмотра школьных учебников

Автор: Вера Александрова, 17 февраля, 2025
деньги

Высшая аудиторская палата (ВАП) провела аудит эффективности использования средств, выделенных на развитие среднего образования.

По данным пресс-службы ведомства, в Казахстане растет количество школ: на 2023-2024 учебный год их насчитывалось свыше 7,8 тыс. Вместе с тем растет и финансирование системы среднего образования: за последние годы расходы увеличились с 1,3 трлн тенге в 2019 году до 4,8 трлн тенге в 2024 году.

Проверка ВАП выявила ряд недостатков, снижающих эффективность мер по развитию среднего образования. 

Сообщается, что в формировании госзаказа на подготовку педагогов имеются расхождения между прогнозами министерства труда и реальными потребностями, что объясняется недостатками методов расчета. 

«В части повышения квалификации проблемой остается пост-курсовое сопровождение педагогов. Оно должно помогать учителям применять новые знания на практике, однако на деле ограничивается лишь семинарами и публикациями», - говорится в сообщении.

Вместе с тем за последние 5 лет экономические потери из-за пересмотра учебников превысили 16 млрд тенге вследствие частых изменений в учебных планах.

«Выявлены недостатки в экспертизе и мониторинге качества учебников. За 5 лет критерии оценки менялись 12 раз, что свидетельствует об отсутствии устойчивой системы оценки. Не реализован порядок экспертизы через информационную систему мониторинга государственных услуг, процедуры ведутся на бумаге», - говорится в сообщении.

Помимо этого, стало известно, что в стране работают 66 школ без лицензии, включая государственные. Также отмечается низкий процент успешного прохождения аттестации – с первого раза ее проходит лишь 18,2% учреждений.

В целом государственный аудит установил:

  • финансовые нарушения составили 1,1 млрд тенге;
  • неэффективное планирование средств и ресурсов достигло 62,4 млрд тенге;
  • неэффективное использование средств зафиксировано на уровне 3,2 млрд тенге.